+38 (044) 393-47-46
Ул. Б.Хмельницкого 86

Камбоджа

Выберите регион

Сием Рип (также читается как Сиемреап) в прошлом — простой провинциальный городок, абсолютно ничем не примечательный. Сегодня — самый главный центр туризма в стране. Связано это, естественно, с тем, что рядом с Сиемреапом расположен открытый лишь в XIX веке древний город Ангкор с крупнейшим в мире храмовым комплексом Ангкор-Ват. Ежегодно в Сиемреап приезжает примерно 2 миллиона туристов, желающих увидеть своими глазами одно из неофициальных чудес света, из-за чего город стремительно (по камбоджийским меркам) развивается — строятся новые отели, рестораны и т. д. Кроме того, Сиемреап, в отличие от остальных городов страны, не пострадал во времена Красных кхмеров. Сиемреап может быть интересен и сам по себе — здесь замечательно сочетаются колониальная и кхмерская архитектура, а также более современные здания. Сием Рип расположен севернее западного рукава реки Тонле Сап. Сием Рип по праву считается культурной столицей Камбоджи, чего стоит только один храмовый комплекс Ангкор! По сути весь город является воротами в этот великий храм. Население - 100000 человек.

В городе много действующих пагод (ват) и святынь, которые посещают местные буддисты. Среди них святыня Ват Бо, которая была построена в XVIII веке. Ее стены расписаны изображениями сцен из жизни Будды. Также здесь вы можете увидеть различные статуи Будды.

Камбоджийская культурная деревня - это огромный комплекс, посетив который, можно познакомиться с историей, архитектурой и культурой Камбоджи. Здесь есть возможность взглянуть на Королевский Дворец в Пномпене, храмы Пхсар Тхмей и Удонга в миниатюрах. Исторические сцены представлены в музее восковых фигур.

На шелковой ферме Ангкор вы увидите выращивание шелкопрядов, процесс окраски шелка. Экскурсии с гидом по фабрике бесплатны. Фабрика находится в 15 км от Сием Рип. Здесь же продаются готовые изделия ручной работы.

В Сием Рип имеется свой театр теней, представления проводятся в ресторанах La Noria и Bayon. В мастерских по изготовлению кожаных кукол их продают как сувениры.

Центральная часть города концентрируется в районе старого рынка и улицы Sivutha Street. Улица Pub Street одна из самых красочных в городе, здесь много магазинов и ресторанов. В магазинах действуют «счастливые часы» для покупок, а рестораны предлагают отличную международную кухню.

В районе Psar Leu можно по выгодным ценам купить изделия кустарного промысла, драгоценности, камни, резные изделия из дерева. В магазинах широкий выбор изделий из шелка. В художественных галереях представлены современные и традиционные работы.
Местная валюта – риэль, но если в наличии имеются доллары, их без труда обменивают практически везде, неофициально.

Цены на некоторые товары и услуги: такси от аэропорта $5-10, услуги гида около $50 в день, фрукты и овощи на рынке $1-2. Отдохнуть и расслабиться после экскурсий поможет массаж ног, который здесь предлагается повсеместно. Массаж обойдется примерно в $5-10.

Климат в Сием Рип влажный и жаркий, тропический. Ярко выражена граница между влажным летом и сухой зимой. Летняя температура +26оС – +32оС, зимой она колеблется от +22°С до +26°С. Почти круглый год влажность воздуха 93%.
Наилучшее время для туристической поездки – декабрь-январь. В этот период влажность пониже и не слишком жарко. Если же целью поездки является посещение Ангкора, то он очень красив в сезон дождей.

Авиаперелеты. Рядом с Сиемреапом находится международный аэропорт Siem Reap International Airport, и теоретически добраться туда можно на самолете. В Камбоджу из Украины не совершается прямых авиарейсов.

Авиакомпании, осуществляющие перелеты в аэропорт Сиемреапа:

  • AirAsia (Куала Лумпур)
  • Asiana Airlines (Сеул)
  • Bangkok Airways (Бангкок)
  • Cambodia Angkor Air (Хошимин, Пномпень)
  • China Eastern Airlines (Канминг (Kunming), Наннинг (Nanning))
  • China Southern Airlines (Гуанчжоу (Guangzhou))
  • Jetstar Asia (Сингапур)
  • Korean Air (Сеул)
  • Lao Airlines (Луанг Прабанг)
  • Malaysia Airlines (Куала Лумпур)
  • Silk Air (Дананг, Сингапур)
  • Vietnam Airlines (Ханой, Хошимин, Луанг Прабанг)

Очень популярный и востребованный авиаперелет Бангкок-Сиемреап монопольно осуществляется только авиакомпанией Bangkok Airways, и цены, соответственно, высоки. Из Бангкока более выгодно можно совершить авиаперелет лоукостами AirAsia через Куала-Лумпур или долететь до Пномпеня, а оттуда добраться на автобусе или даже такси.

Аэропорт расположен всего в семи километрах от города, и добраться до отеля не составит никакого труда. Многие отели предлагают бесплатный трансфер из аэропорта, если вы бронируете номер у них. В этом случае вас встретят и довезут до дверей отеля.

Можно добраться и самостоятельно на такси. Поездка на официальном такси обойдется в 7 долларов.

При вылете из аэропорта внутренним рейсом вам необходимо будет уплатить аэропортовый сбор в размере 12 долларов. Ранее существовавший сбор на вылеты международными рейсами с 1 апреля 2011 года отменен!

Водный транспорт. В Сиемреап можно добраться на скоростном катере из Пномпеня и Баттамбанга (Battambang), который ежедневно прибывает из/в Пномпень. Путешествие на лодке очень интересное, и мы рекомендуем воспользоваться им, если вам позволят время и деньги, но будьте готовы к неудобствам, поскольку это все-таки местный, а не туристический транспорт. Большая часть пути будет проходить по озеру Тонлесап (Tonle Sap), где вы сможете увидеть жизнь рыбаков и жителей озера в плавучих деревнях, увидеть замечательные речные пейзажи. В качестве лодок выступают «ракеты» советского производства.

Стоимость поездки из Пномпеня – 35 долларов, время в пути 6 часов. Билеты, включающие трансфер до пристани в Пномпене, продаются в туристических агентствах и на ресепшене отелей. Отправка лодок осуществляется с пристани в Пномпене ежедневно в 7:30. В сухой сезон лодки ходят реже, и часть пути по обмелевшей реке заменяют поездкой до озера на автобусе. Иногда в сухой сезон (особенно в апреле-июле) рейсы отменяются вовсе.

Из Баттамбанга стоимость поездки 25 долларов, время в пути – 5 часов.

В Сиемреап лодки прибывают на пристань в 15 километрах от города. Там всегда дежурят такси и тук-туки, готовые вас отвезти в город.

Существуют так же экскурсионные многодневные маршруты из Пномпеня до Сиемреапа на традиционных лодках. Информацию о них можно получить в туристических агентствах на месте.

Автотранспорт. Между столицами провинций курсируют междугородние автобусы — это, пожалуй, самый оптимальный вариант добраться от Сием Рипа до Пномпеня. Автобусы, курсирующие между этими городами, достаточно комфортабельные и недорогие — поездка обойдется примерно в 5 долларов.

Ангкор - древняя столица кхмерской империи, до нашего времени Ангкор дошёл не совсем как город, а скорее как город-храм. Во времена Кхмерской империи жилые и общественные здания строились из дерева, которое быстро разрушается под воздействием жаркого и влажного тропического климата. При возведении храмов чаще всего использовался камень-песчаник. Крепостные стены были выложены из туфа. Этим и объясняется относительно хорошая сохранность храмовых и фортификационных сооружений при полном отсутствии жилой застройки. Однако в период расцвета империи в одном только Ангкор-Тхоме жило более миллиона человек, что больше любого европейского города того времени.

Размеры комплекса Ангкор поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Он расположен на берегу озера Тонлесап приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи — Пномпеня.

Воротами для путешественника, желающего увидеть это великое творение древних зодчих служит современный город Сием-Рип (по-кхмерски «Победа над сиамцами»). Расстояние от центра Сием-Рипа до главного храма комплекса — Ангкор-Вата около 5 км.

Храмы Ангкора были построены в период с IX по XIV века н.э. Всего насчитывается около 100 храмов, которые образуют собой центр древней кхмерской цивилизации, простиравшейся ранее на территории уже современных государствВьетнама, Китая, и от Вьетнама на запад до Бенгальского залива.

Возведение комплекса Ангкор потребовало неимоверных усилий кхмерского народа, а все из-за одной единственной цели – создать небесный рай на земле.

Период начала ангкорской цивилизации берет отсчет с правления Джаявармана II (правил 802-850 гг.). Им был установлен на горе Кулен (теперь на этом месте находится парк «Пном Кулен») первый фаллический символ бога – лингам. Лингамы считались священными символами бога Шивы. Затем для него начали сооружаться «храмы-горы». Таким образом, появился первый храм - Пном Кулен. Храм представлял собой копию пятиглавой ступенчатой горы Меру, которая находится в центре мира, а на ее вершине располагаются самые главные индуистские боги. На пересечении диагоналей столиц воздвигался главный «храм-гора» с лингамом посередине, который отмечал ось мироздания.

Начиная с X в. изолированные ранее прасаты (храм, башня) начали окружать узкими длинными зданиями, образующими вокруг них прямоугольники. Позже эти постройки приняли форму замкнутых четырехугольных галерей. По их углам возвышаются башни. Т.о., образовывался храмовый комплекс, который замыкался концентрическими оградами с величавыми воротами.

Создание первого бассейна (барай) принадлежит правителю Индраврману I (правил 877-886/889 гг.), площадь барая составляла 650 га и находился он в г. Ролуос. Помимо орошения земель вокруг Ангкора, барай имел и религиозное значение, т.к. гора Меру, согласно легенде, окружена по краям озерами. Индраврман I построил так же храм Преа Ко.

Ясоварман I (правил 889-900/915 гг.) - сын Индраврмана I, построил храм Лолей в бассейне, созданном отцом, и воздвигнув его на искусственном острове. Храмы Пном Бакенг, Пном Кром и Пном Бок относятся также к его периоду правления. Ясоварман I соединил г. Бакенг с г. Ролуос насыпной дорогой и создал еще большой бассейн (барай) - Восточный Барай.

При правлении Раджендравармана (944-68 гг.) были построены Восточный Мебон и Пре Руп. Его сын Джаявармана V (правил 968-1000/1001 гг.) построил храмы Та Кео и Бантей Срэй.

Следующий исторический период был ознаменован войнами и завоеваниями. И, как следствие, многие храмы были разрушены, а на их месте построены другие. Поэтому на сегодняшний день комплекс Ангкор сохранился в том виде, в каком был «обновлен» именно в этот период.

Статуи Будды стали появляться во времена правления Сурьявармана I (правил 1002-1049 гг.), который придерживался буддизма и способствовал его распространению в Камбодже. В результате своих военных походов под контроль г. Ангкора отошла большая часть территории Таиланда и южный Лаос. Его сын – Удаядитьяварман II (правил 1050 – 1066 гг.) расширил кхмерскую империю еще больше. В его царствование были построены Бапуон и Западный Мебон.

Одним из высших достижений кхмерской цивилизации стало строительство храма Ангкор Ват в период правления Сурьявармана II (правил 1113 – 1150 гг.). Сурьяварман II объединил Камбоджу и начал военные действия против Вьетнама, распространил свое влияние на Малайю (Малайзия), Мьянму (Бирма) и Таиланд. Был последователем индуизма, что и нашло свое воплощение в создании Ангкор Вата.

Находившиеся под властью кхмерской империи тямы (чамы) из Южного Вьетнама в 1177 г. восстали и разграбили Ангкор. Они сожгли деревянный город и захватили его богатства.

Четыре года спустя Джаяварман VII (правил 1181 – 1220 гг.) разбил тямов, вытеснил их из Камбоджи и вернул Ангкор. Благодаря королю, появилась новая религия - махаяна-буддизм, а символом поклонения стал Авалокетишвара – Будда Сострадания. Период правления Джаявармана VII ознаменован бурным строительством храмов, дорог, мостов, школ, больниц. Им был построен город Ангкор Том, центром которого явился Байон – храм-гора, с высеченными каменными лицами. Еще были построены храмы Та Пром, Бантей Кдэй и Преа Кан. Кроме того, перестроены большие храмовые комплексы, такие как Бантей Чмар и Преа Кан.

После смерти Джаяварамана VII империя пришла в упадок. Государственная религия вернулась к индуизму, а статуи Будды, украшавшие индуистские храмы, были подвергнуты актам вандализма. В 1351 и 1431 годах сиамские войска захватывали Ангкор. Во время последнего «набега» город был разграблен и пришел в упадок. Местное население, покинув его, о нем почти забыло. После этого столица кхмерской империи обосновалась в Пномпене.

Вплоть до 1850 года город-храм оставался скрыт от посторонних глаз за завесой непроходимых джунглей, пока французский миссионер Шарль Эмиль Буйево не натолкнулся на его развалины, что послужило «первым» открытием города Ангкор. Однако, отчет Буйево был полностью проигнорирован.

Повторно комплекс Ангкор был «открыт» в 1861 году французским путешественником Анри Муо, который в своем отчете писал о более сотни ватов (храмов). Именно с этого момента Ангкор стал известен всей европейской цивилизации, и сюда потянулись французские исследовательские экспедиции.

По результатам первой экспедиции, которую возглавил Эрнест Дудар де Лагре, были описаны археологические находки Ангкора.

Следующая экспедиция во главе с Луи Делапортом привезла с собой зарисовки и планы храмов, а также десятки археологических образцов.

В 1901 г. Французская школа Дальнего Востока начала изучение Ангкора, отправив очередную экспедицию к Байону.

Спустя 6 лет (1907 г.) Ангкор был возвращен Камбодже из-под тайского контроля. Начались работы по восстановлению Ангкора. В этот же год сюда прибыли первые туристы.

В период гражданской войны (1975-1979 г.) войска красных кхмеров под руководством Пол Пота разрушили часть храмов комплекса; длительные беспорядки привели к остановке реставрационных работ. Храмы оказались под угрозой разграбления. Джунгли стали вновь «поглощать» город.

В 1992 году Ангкор взят под эгиду ЮНЕСКО. На сегодняшний день комплекс Ангкор является одной из главных туристических достопримечательностей Камбоджи.

Ангкор Ват. Прекраснейшим памятником всего комплекса Ангкора является наиболее известный и хорошо сохранившийся храм Ангкор-Ват, строившийся в течение тридцати лет во времена правления Сурьявармана II. Храм считается самым большим сакральным зданием в мире и представляет собой типичное для азиатской архитектуры сочетание элегантности и гармонии. После смерти короля храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем. Храм Ангкор Ват даже изображен на государственном флаге Камбоджи. Явлением для мировой культуры Ангкор Ват стал в начале 1861 года, когда французский путешественник Анри Муо в составе исследовательской экспедиции нашел комплекс г. Ангкор.

Храм представляет собой пирамиду, состоящую из трех уровней, ориентированную на запад. Несмотря на довольно сложную конструкцию, строительство его велось от центра к периферии. С какой стороны на него не смотреть – всегда видны только три башни из пяти, что является чудом архитекторского искусства и по настоящее время.

Три уровня храма, по верованиям кхмеров, представляют три стихии: воздух, землю и воду. Центром храма является главная башня, расположенная на третьем уровне и возвышающаяся на 65 м. от земли. Она представляет собой мифическую гору Меру, где обитают верховные боги. Возводился храм, в первую очередь, для прославления индуистского бога Вишну и стал олицетворением превосходства и величия правящего короля. Отсюда и вход в центральную башню простым людям был воспрещен, лишь король и монахи могли посещать это священное место.

Существует версия и о божественном происхождении Ангкор-Вата. Легенда гласит, что Ангкор-Ват в Камбодже воздвиг сын индуистского бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца, где прекрасным было абсолютно все, включая коровник. Сыну очень понравилось место, отведенное для священных животных, поэтому он решил и на земле создать копию великолепного здания. Так, будто бы, и возник Ангкор-Ват - точная копия коровника Индры.

В галереях находятся многочисленные барельефы и изображения, отображающие основные события, происходившие в жизни древних жителей, и сцены из индуистских эпосов. Потолочные перекрытия украшены лотосовым узором. Кое-где сохранились следы росписи. На стенах второго яруса высечены окна с фигурно выточенными столбами, напоминающими балясины.

Ангкор Ват был сооружен из песчаника, без добавления цемента, и дерева. Поэтому сохранность этого памятника остается проблематичной. Песчаник постепенно разрушается под воздействием времени и джунглей, в периоды войн храм был объектом вандализма; деревянные перекрытия почти не сохранились. Джунгли в свое время не раз поглощали храм, прорастая корнями сквозь стены. В связи с угрозой аварии в храм теперь ограничен доступ - не более 100 человек за один раз.

Часы работы:  храмовый комплекс Ангкор открыт 365 дней в году с 5:00 до 17:30. Запускать посетителей начинают в 5:30. После закрытия храма в 17:30 часов, на практике остается возможность задержаться здесь еще по крайней мере до 22 часов чтобы проводить солнце и сфотографировать храмы в свете луны.

Если вы купите пропуск после 17:00, то вы сможете абсолютно законно посетить Ангкор в вечернее время этого дня (т.е. пропуск начинает действовать вечером с момента его приобретения).

Цена входного билета: Существует несколько видов пропусков: однодневный – 20 долларов; трехдневный (действителен на три любых дня в течение недели после покупки) – 40 долларов; семидневный (действителен на семь любых дней в течение месяца) – 60 долларов. Пропуска обмену и возврату не подлежат. Дети до 12 лет при предъявлении паспорта проходят бесплатно. Пропуска не действительны для посещения Пном Кулен (Phnom Kulen), Кох Керр (Koh Ker) и Бенг Меала (Beng Melea), которые требую своих билетов стоимостью 20, 10 и 5 долларов.

 

Байон (Bayon)   - один из удивительнейших храмов, находящихся на территории Ангкор Тома и являвшийся его религиозным центром. «Изюминкой» Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства – и на всю Кхмерскую империю. Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля. К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен. Каждая башня имеет по четыре лика, взирающих во все стороны света, причем выражения лиц с каждой стороны разные. Все башни были покрыты золотом. Помимо самих ликов, особый интерес представляют также барельефы, расположенные в галереях первого и второго ярусов, резнина и более 1000 изображений апсар (небесных танцовщиц).

Храм был построен в духе буддизма, однако, присутствуют черты индуизма.

Байон был и остается центральным храмом Ангкор Тома. С ним непосредственно связана легенда о Пахтании океана молока, в соответствии с которой Байон выступает в качестве основы, служащей средством для взбивания Океана молока, для получения эликсира бессмертия.

Построен храм в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII, правил 1181-1220 гг.) и не раз достраивался и перестаивался при последующих правителях. Восстановительные работы в Байоне начались в 20-х годах XX в.

Множество высеченных лиц – это лицо бодхисатвы Авалокитешвары – божества сострадания, прообразом внешности которого стал сам Джаяварман VII.

Времени на осмотр храма стоит выделить около 2-х часов.

Байон находится в центре Ангкор Тома в храмовом комплексе Ангкор, на пересечении четырех дорог, ведущих в Ангкор Том, которые приводят прямо к храму. Непосредственно к самому Байону можно подъехать на мотобайке или велосипеде, пешком идти довольно далеко: от ворот до храма расстояние приличное – 1,5 км, а от центра г. Сиемреап - 10 километров (см. Байон на карте Ангкора). Довольно часто к Байону добираются через южные ворота от Ангкор Вата. Еще стоит упомянуть о так называемой «слоновьей тропе», по которой организованы прогулки на слонах через восточные ворота к Байону и вокруг него

Время работы: 5.00 - 17.30

Цены на билеты: Существует несколько видов пропусков: однодневный – 20 долларов; трехдневный (действителен на три любых дня в течение недели после покупки) – 40 долларов; семидневный (действителен на семь любых дней в течение месяца) – 60 долларов.

Слоновая терраса — находится в Ангкор Томе на Королевской площади .Слоны здесь и правда есть, только не настоящие, свод поддерживает несколько очень старых, каменных слонов. Барельефов со слонами предостаточно. На одной из самых известных композиций отчетливо видны слоны с тремя головами и гигантский цветок лотоса. Хотя многие из них имеют серьезную направленность - рассказывают о боевых действия и многолетних войнах древних кхмеров.Протяжённость цоколя составляет примерно около 300 метров. Терраса — плод постоянных перестроек, кое-где встречаются древние фрагменты (например, пятиголовый конь). Терраса украшена реалистичными изображениями слонов, по краям терраса украшена нагами, на которых упирается один из цоколей, украшенный изображениями хамсов — лебедей или гусей, на которых ездил Брахма. 

Несколько интересных фактов:

Местоположение - Ангкор Тхом 

Возраст - около 800 лет.

Тип постройки - буддистская.

Длина - около 300-320 метров.

Высота - в разных местах разная (от 1,5 до почти 6 метров).

Ширина - в разных местах разная (от 4 до 12 метров).

Входов - 5.

Платформ - 3.

Правитель Ангкора во время постройки - Джаяварман VII.

Архитектурный стиль и период - 9-й и последний (Байон).

Цены на билеты и время работы соответствует режиму работы и ценам на вход в храмовый комплекс Ангкор

Бантей Срей, Цитадель женщин или «Розовый храм», как его еще называют для простоты, стоит чуть в стороне от Ангкор Вата, в 30 км севернее. Но потратить лишние 2-3 часа, чтобы увидеть его, стоит несомненно. Небольшой и изящный, в сравнении с гигантскими храмами «большого» Ангкора, он кажется подарочной шкатулкой, выточенной из розового камня. Глубина резьбы, прекрасно сохранившейся до нашего времени, достигает 30-40 см.

Немного истории. В X веке, в знак признательности за потомственную службу королю, семья придворных брахманов получила право на строительство своего семейного храма. Так в местечке Ишварапура (Город правителей), в 20 километрах от Ангкора, где жила брахманская семья, возник храм, известный сегодня как Бантей Срей, Цитадель женщин. Брахаманы, пусть и богатые и обласканные властью, не могли тягаться с государством в его финансовой мощи. Семья решила, что построит пусть не самый большой, но, к тому времени, самый красивый храм империи. И им это удалось – спустя тысячелетие храм остается жемчужиной в короне под названием Ангкор.

Сам храмовый комплекс, действительно, получился очень маленьким как по площади, так и по высоте. Человек среднего роста вынужден проходить через ворота и двери храма наклонив голову. Тем самым он отдает дань уважения богам индуисткого пантеона – Шиве, Вишну и Индре. Они, вместе с изображениями мифических существ, скрыты в резьбе растительного орнамента, покрывающей стены храма столь плотно, что она производит впечатление толстого ворсистого ковра. Филигранная техника отделки каменных блоков породила остроумное определение декора как «3D-резьба».

После того, как столица Камбоджи в XIV веке переехала из Ангкора, Бантей Срей был так плотно укутан джунглями, что французы обнаружили его только в 1914 году, почти через 50 лет после колонизации страны. Широкой публике храм стал известен спустя 10 лет, когда по дороге в морской порт власти Камбоджи задержали вора четырех барельефов апсар – небесных танцовщиц из Бантей Срея. Им был будущий министр культуры в правительстве Де Голля путешественник и авантюрист Андрэ Мальро, похороненный в 1976 году в Париже с воинскими почестями. Что ж, человек слаб…

Храм произвел на археологов столь сильное впечатление, что было принято решение именно с него начать реставрацию Ангкора методом анастилоса. Суть метода, которым к тому времени хорошо владели голландцы, восстанавливавшие храм Боробудур на о. Ява, в следующем. Упавшие в результате обрушения на землю каменные блоки тщательно регистрируются и водружаются на свои места. В случае невозможности установки древнего блока на его законное место, изготавливается новый блок. Этот фрагмент восстановленного здания отличается от изначальных элементов цветом, придавая, вместе с тем, конструкции понятную общую законченность.

Часы работы: 5.00 - 17.00

Стоимость билета уточнять на месте.

Озеро Топлесап (Tonle Sap Lake) - одна из самых популярных достопримечательностей рядом с г. Сиемреап в Камбодже, разумеется, помимо храмов Ангкора. Несмотря на то, что многие туристы называют то место «ловушкой для туристов», место это достаточно интересное и экзотическое.

Второе название озера Тонлесап - «Большое озеро», ведь это самое большое озеро в Юго-восточной Азии. При взгляде на это огромное водное зеркало, особенно в сезон дождей, становится понятно преклонение местных жителей перед «Внутренним морем Камбоджи» площадью 16 тыс. км. квадратных (для сравнения, площадь Московской области всего 47 тыс. км. квадратных). Максимальная глубина озера – 9 метров. Но эти цифры справедливы лишь для сезона дождей, когда озеро наполняется водой и увеличивается по площади почти в шесть раз по сравнению с сухим сезоном, а глубина озера в это время редко где превышает 1 метр. Таким изменчивым характером озеро обязано вытекающей из него одноименной реке, которая в сезон дождей меняет направление течения и поворачивает вспять, наполняя его вдой. И из-за этих же масштабных изменений размеров и периодически сдвигающейся на многие километры береговой линии вокруг озера и на нем образовалась необычная жизнь – множество плавучих деревень. Ведь благодаря постоянно меняющемуся уровню воды люди могут выращивать рис на плодородной после снижения уровня воды почве в сухой сезон, добывать моллюсков и ловить рыбу круглый год. И чтобы поспевать за периодически передвигающейся береговой линией, местные жители решили не переносить постоянно свои дома, а просто строить их на воде. Так здесь и образовались плавучие деревни, которые привлекают сюда туристов.

«Фундаменты» домов «озерных жителей» в плавучих деревнях представляю собой скопление лодок, плотов, связанных между собой бочек и различных других плавсредств, просто не поддающихся описанию. На них расположены не только жилища, но и небольшие участки земли, где местные жители умудряются выращивать овощи и содержать домашних животных. Есть ресторан для туристов, тоже на воде, небольшая смотровая площадка. Плавучая крокодиловая ферма - обязательный пункт экскурсионной программы. Но по озеру крокодилы не плавают, местная фауна вполне безобидна.

Даже без туристов жизнь здесь течет своим чередом: дети ходят в плавучую школу, есть полицейский участок, деревенский клуб. Путь до школы некоторые дети преодолевают… плавая в больших тазиках. Взрослое население деревни, словно не замечая заинтересованных взглядов туристов, неторопливо продолжает свои обычные занятия. Маленькие, загорелые человечки ловят рыбу, которой особенно богато озеро Тонлесап, добывают моллюсков, плетут сети. Причем, женщины работают наравне с мужчинами. Что поражает, так это неизменные улыбки на их лицах.

Но местное население не живет в прошлом веке. В домах есть электричество (от генераторов), у зажиточных хозяев есть телевизоры и даже доступ в Интернет.

В этих деревнях люди живут всю жизнь, не сходя на берег, передвигаются только на лодках, у многих рядом с домиками небольшие огородики, на которых они выращивают овощи. На таких же плотах построены магазины, школы, храмы. Жители занимаются в основном рыбной ловлей. Вода в озере противного желтого цвета. Удивительно, как они умудряются ее пить. Впрочем, у них нет выбора.

Среди деревень есть такие, которые населены исключительно нелегалами из других стран, преимущественно из Вьетнама. Дело в том, что им запрещено селиться на земле, вот они и ютятся на воде. По примерным подсчетам озерных жителей от 100 тысяч до 2 миллионов.

Озера находится примерно в 15 километрах от Сиемреапа.

Проще всего посетить озеро, купив экскурсию в одном из туристических агентств Сиемреапа, Баттамбанга, Пномпеня. Стоимость подобной экскурсии составляет от 19 долларов. Вас доставят на озеро на автобусе, пересадят на лодку и будут возить по озеру, высаживая на «сушу» в деревни. Некоторые экскурсии так же включают посещении крокодиловой и рыбной ферм. Так же посещение озера включено в некоторые туры в Камбоджу из Тайланда, в частности из Паттайи.

Еще один способ посмотреть на озеро, просто приплыть на скоростной лодке из Пномпеня илиБаттамбанга в Сиемреап. Этот способ является очень популярным для перемещения между городами, но посмотреть на озерную жизнь вы сможете только со стороны: лодка не высаживает пассажиров на плавучие деревни. А в сухой сезон значительная часть пути проходит на автобусе.

Самостоятельно озеро можно посетить, приехав на пристань на тук-туке (от 5 долларов) и наняв на берегу частную прогулочную лодку (от 5 долларов за лодку). Но следует быть готовым к тому, что вас попытаются развести на прогулку на дорогой фирменной лодке, для чего тук-тукер вас завезет не на местную пристань, а на специальную туристическую пристань. Стоимость прогулки на фирменной лодке там составит от 20 долларов с человека. Поэтому просите тук-тукера отвезти вас непосредственно на пристань «Chong Khneas boat docks», он же «Port of Chong Khneas».

Часы работы: Весь световой день.

Стоимость билетов: Проще всего посетить озеро, купив экскурсию в одном из туристических агентств Сиемреапа, Баттамбанга, Пномпеня. Стоимость подобной экскурсии составляет от 19 долларов. Так же взымается плата при входе в плавучие деревни - 1 доллар.

Ангкор Том   в переводе с кхмерского означает «большой город». Он заслуживает особого внимания и занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами. Ангкор Том входит в храмовый комплекс г. Ангкор, был построен в стиле Байон и посвящен буддизму.

Построен Ангкор Том был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в. Ранее на этой территории находилась прежняя столица - г. Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной. Поэтому на территории Ангкор Тома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей. Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию – махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.

Символизм Ангкор Тома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока, отображенной на одном из панно Ангкор Вата (в южном крыле восточной галереи). Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тома). Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, т.о. вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).

Город Ангкор Том занимает площадь в 900 га и имеет форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами. Центром пересечения дорог является Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м., по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.

Вход в Ангкор Том осуществляется через ворота, всего их 5: по одному – с севера (North Gate), юга (South Gate) и запада (West Gate), и двум – с востока – восточные (East Gate) и Ворота Победы (Victory Gate). Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец. Высота ворот составляет 22-23 м, ширина проезжей части под ними - 3,5 м, они выполнены в стиле Байон и имеют по четыре башни, на каждой из башен высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары (бог надзирающий и сострадающий), с которым отождествляли Джаявармана VII. В дополнение ворота с обеих сторон украшены скульптурой трехголового слона с хоботами в виде колонн.

Перед воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа, держащие в руках многоголового змея (нага), олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой стороны, по 54, боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая на себя они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон).

Наличие Ворот Победы имеет определенный смысл, заключающийся в то, что армия короля уходила на сражение именно через эти ворота, т.о. предвещая благополучный исход поединка. В случае победы воины возвращались через них, в случае поражения – через другие (возможно – другие восточные). Через восточные ворота проходили похоронные процессии.

Среди наиболее значимых и лучше сохранившихся руин и построек стоит выделить:

Байон (Bayon)
Бапуон (Baphuon)
Пимеанакас (Phimeanakas)
Королевский дворец (Royal Palace)
Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)
Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King)
Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat)
Северный и Южный Клеанги (North Kleang и South Kleang)

​Цены на билеты: существует несколько видов пропусков: однодневный – 20 долларов; трехдневный (действителен на три любых дня в течение недели после покупки) – 40 долларов; семидневный (действителен на семь любых дней в течение месяца) – 60 долларов.

Время работы: с 5.00 до 17.30