+38 (044) 393-47-46
Ул. Б.Хмельницкого 86

Вьетнам

Выберите регион

Мишон был столицей империи Чампа с 4-го по 12-й век. Он представляет собой религиозный комплекс, состоящий из 70-ти храмов и башен. Включен ЮНЕСКО в Список мирового культурного наследия. По своим размерам он далек от знаменитого камбоджийского Ангкора. Но, значение Мишона в другом. Он является самым удаленным от Индии островком древней индийской цивилизации.

Религия Мишона была близка индуизму, хотя проживавшие здесь народы этнически не были близки индусам.

Строительство древнего Мишона началось с возведения деревянного храма для поклонения богу Шиве. В конце 16-го века этот храм сгорел. С конца 4-го века до 15-го века это место считалось Святой землей империи Чампа. Постепенно здесь возник архитектурный комплекс из башен, построенных из кирпича и песчаника. В каждый исторический период храмы, посвященные различным богам и королям, строились в своем оригинальном стиле. Все тямские башни возводились на квадратном основании, символически представляющем человеческий мир. Над ней строили священную основную часть, представляющую мир духов, а вершину башни обычно делали в форме человека, дерева, птицы или животного. В 15-м веке империя была завоевана вьетами и Святая земля оказалась в забвении. Во время вьетамской войны в храмах прятались партизаны, поэтому ВВС США их нещадно бормбили. Большую часть уцелевших фигур танцовщиц и индуистских богов перевезли в Музей чамской скульптуры в Дананге.

Климат провинции тропический мусонный. Среднегодовая влажность воздуха составляет 84 %. Среднегодовое количество осадков — 2000—2500 мм (в основном дожди приходят на период с сентября по ноябрь). Среднегодовая температура составляет 25 °C; зимой температура колеблется от 20 до 24 °C, летом — от 25 до 30 °C.

Мишон расположен в 80 км от Дананга и в 60 км от Хойана (1 час езды).

Расстояние до аэропорта в Ханое  500 км.

Некогда Мишон был духовным центром государства Тямпа, располагавшегося в центре Вьетнама на протяжении около тысячи лет.
Происхождение тямов неясно, но, похоже, что они были важным элементом индианизации Юго-Восточной Азии в первом и втором веках нашей эры. Важной частью культуры различных групп было создание массивных храмов и монументов, квинтэссенцией которого стал удивительный комплекс Ангкор в Камбодже.
Изначально Святилище Мишон включало комплекс из 70 религиозных сооружений, из которых сохранилось в различной степени разрушения лишь 25. Тямы воздвигли монументальные башни на квадратных или прямоугольных основаниях. Они состояли из трех элементов:- основа, представляющая мир людей, - сама башня, представляющая мир духов, - верх башни (обычно в виде лотоса), представляющая область между двумя мирами.
Обычно эти сооружения строили из обожженного кирпича и песчаника. Строители Мишона черпали свое вдохновение почти исключительно из Индии в форме триады Брахма, Вишну и Шива. Шива был центральной фигурой культа – его изображения можно найти на любом из оставшихся тямских сооружений.
Техника постройки более туманна. Тонкий красный кирпич, использовавшийся в строительстве, отражает высокий уровень навыков строителей. Много теорий было выдвинуто для объяснения безошибочной аккуратности в кладке кирпича. Некоторые предполагают, что кирпичи склеивались каким-то овощным клеем. Другие говорят, что башни были воздвигнуты с помощью кирпичей по-сухому и обожжены в сооруженной вокруг огромной «печи» из горящего дерева. Но обе версии выглядят недостаточно правдоподобными.
К сожалению, во время войны во Вьетнаме военные силы США приняли Мишон за главный полевой штаб вьетконговцев (сомнительное предположение). Поэтому они превратили это место в зону свободного огня, следствием чего стал массивный обстрел этой территории и разрушение многих башен.
Процесс разрушения с тех пор продолжается, и то, что осталось, находится в очень плохом состоянии. Признание этого места в качестве памятника мирового наследия ЮНЕСКО возродило интерес к его реставрации и уже привлекло значительные ресурсы, особенно из Италии.

Святилище Мишон находится в провинции Куангнам, в центральной части Вьетнама. В культурологическом плане оно представляет собой очень интересный образец культурного обмена и интеграции индуистской архитектуры и скульптуры в традиционную материальную культуру Юго-Восточной Азии.

Долина Мишон, окруженная высокими горами, представляла собой отличное место для строительства религиозного центра королевства Чампа. Здесь воздвигли хорошо укрепленную цитадель, имевшую не только религиозное, но и стратегическое значение. Заложили эту крепость в IV столетии, когда в Чампу проникло сильное влияние индуизма, и по всей стране начали строить храмы, посвященные Вишну, Кришне и (главным образом) Шиве. Северная часть королевства Чампа исповедовала индуизм в массовом порядке. Однако в IV веке была заложена лишь сама цитадель, и уже позже, в X веке, было построено большинство прекрасных храмов, 25 которых сохранились до сих пор. К сожалению, весь комплекс сильно пострадал во время продолжительных войн, которые велись здесь с раннего средневековья. Так, в XI веке многие храмы были полуразрушены, а в XV веке королевство Чампа прекратило свое существование, и индуизм ушел из Вьетнама. Однако святилище Мишон было настолько крупным и значительным, что некоторые его храмы и башни сохранились до наших дней, пережив, кроме всего прочего, и американские бомбардировки (однако налеты американской авиации причинили святилищу столько ущерба, сколько ему не было нанесено за предыдущую тысячу лет).

Восемь групп башен и храмов Мишон, которые составляют сегодня храмовый комплекс, построены в период времени с X по XIII века. Все они выстроены из тонкого кирпича с каменными колоннами и украшены барельефами на тему индуистских мифов. Главная башня символизирует священную гору в центре Вселенной. Основа ее прямоугольная и представляет человеческий мир. Она возведена из каменных блоков и украшена рельефом. Второй ярус полностью выстроен из кирпича, с ложными дверными проемами и богатыми барельефами. Интерьеры всех храмов просты (по крайней мере, то, что до нас дошло) – внутри нет резьбы и барельефов, зато есть множество маленьких ниш для ламп.

На постаменте в центре храмового комплекса находится колонна-лингам. Она символизировала детородный орган Шивы как духовное начало мира.

Все башни отделяются от крыш затейливо украшенным бордюром. Изначально крыши были покрыты золотыми или серебряными пластинами – до нас они, конечно, не дошли. Преобладающий здесь архитектурный стиль восходит к индуистским архитектурным традициям.