+38 (044) 393-47-46
Ул. Б.Хмельницкого 86

Непал

Выберите регион

Лумбини (на санскрите значит "любимый") — это прекрасный храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала в округе Рупандехи, на границе с Индией. 

У этого маленького городка с населением около 3 тыс. человек очень длинная история связанная с появлением на свет родоначальника буддизма Гаутамы Сидхарты царевича, который стал Буддой – Просвещенным. Свое просвещение Гаутама получил под деревом Боддхи, произрастающим невдалеке от нынешнего храма Майя Деви там же в Лумбини. Оригинальное дерево Будды уже давно утрачено, поэтому каждый храмовый комплекс обычно выращивает свое дерево Боддхи. Есть оно и у главной святыни городка Лумбини – у храма Майя Деви.

Однажды в год население городка увеличивается в десяток раз, когда сюда съезжаются паломники, чтобы отметить рождение, просвещение и уход в нирвану Будды. Этот праздник носит название фестиваля Джаянти («Рождения»). Буддисты верят, что события рождения, просвещения и ухода в нирвану Будды происходили в один день, но в разные годы.

Согласно верованиям, Гаутама родился в священных садах городка, где даже сохранился пруд, в котором мать Сидхарты купалась сама и совершала омовения своему сыну. Священный для всех буддистов пруд Пускарини входит в ряд других священных сооружений, окружающих храмовый комплекс Майя Деви. Здесь и колонна царя Ашоки, сообщавшая об освобождении Лумбини от налогов, так как это место рождения Будды, а также еще 16 священных ступ.

Есть в Лумбини свой музей, а также целый Международный Исследовательский Институт. Правда, расположены они в 27 км. к западу от городка в Тилауракота. Это так называемая культурная зона Непала, где обнаружены руины древней столицы Капилавасту.

Согласно преданию Гаутама Будда здесь провел свои молодые годы и, выйдя из родительского дворца в 29 лет, узнал, что в мире существуют смерть и страдания. В музее Лумбини собрана большая коллекция монет династий Маурьев, Кушан, религиозные манускрипты, терракотовые фигурки, каменные скульптуры и скульптуры из железа.

За недавнее время многие страны, в которых почитается буддизм, построили в Лумбини свои храмы и пагоды. Среди них сияющая золотом пагода Локамани Кула (храм Мьянмы), построенная в стиле известной пагоды Шве-Дагон в Янгоне. Рядом расположен храм монахинь Гаутамы, являющийся копией ступы Сваямбунатх в Катманду. Китайский храм представляет собой комплекс из пагод, комнат для молитв и медитаций, построенный китайской буддистской ассоциацией. Центральной в комплексе является величественная статуя Будды, расположенная в главной пагоде монастыря. Через дорогу от него был построен корейский храм Да Сунг Сук Га Са и прилегающий к нему дом для гостей. Непальский буддистский храм и Дхарма Свами Махарайя Будда Вихара расположены внутри священного сада. 41-метровая японская статуя Будды, расположенная в северной части Лумбини, видна издалека. Шри-Ланка, Вьетнам, Таиланд и Монголия также планируют построить в Лумбини свои храмы.

 

Климат: субтропический, муссонный. Здесь четко прослеживается смена времен года. Средняя температура зимой составляет +17 градусов, летом - +27 градусов.

Практически любое путешествие иностранца по Непалу начинается в Катманду.  От Катманду Лумбини находится в пяти часах езды на автобусе (400 рупий, 6 долларов, 250 км)

Можно также лететь из столицы в ближайший крупный город на Юге Сиддхартханагар, полет займет около часа и обойдется в 100-150 долларов. Аэропорт Сиддхартханагара расположен в  6 км от границы с Индией и в 15 километрах от Лумбини.

Поездка на такси из аэропорта до города стоит 800 рупий (11 долларов, что по местным меркам дороговато), но если с вами будет местный — сторгуется дешевле, с иностранцев таксисты пытаются получить по максимуму.

Есть два шестичасовых переезда на минибасе или туристическом автобусе по горным дорогам, вполне комфортных.

Колонна Ашоки (Ashoka's Pillar) – старейший исторический памятник в Непале. Другие подобные колонны обнаружены в разных частях Индийского субконтинента – в Дели, Уттар Прадеше, Гуджарате, Ориссе и Мадья Прадеше. Также как и в Лумбини – они были воздвигнуты Ашокой не только в качестве мемориальных памятников, но и для ограничения территории его королевства. Они показывают, насколько великим было господство человека, проложившего дорогу буддизму. Сами колонны являются ценными реликтами ранней истории. Надпись на колонне в Лумбини гласит: « Король Ашока, любимец богов, нанес королевский визит на двадцатом году после коронации. Каменный парапет и колонна воздвигнуты в честь Будды, который родился здесь».

Надпись на колонне удостоверяет подлинность места, высота  его более 4 м. Поблизости находятся руины, оставшиеся от царского дворца, в настоящее время там ведутся реставрационные работы. Сверху построен павильон, который защищает святое место от дождя и ветра.

К концу 20-го века последовавшие вслед за обнаружением в конце 19-го века колонны Ашоки многочисленные археологические раскопки и исследования древних текстовых источников окончательно развеяли все сомнения в том, что Лумбини является местом рождения Будды Гаутамы. Все данные совпадали с легендарными преданиями, священными текстами и историческими записями, но все еще оставался нерешенным вопрос с храмом Майя Деви, воздвигнутом на месте рождения царицей Майей будущего Будды – царевича Сиддхартхи Гаутамы.

За две с лишним тысячи лет рельеф местности основательно изменился к тому же храм многократно перестраивался, поэтому, хотя колонна Ашоки довольно однозначно указывала на его местоположение, оставалось загадкой где точно находился и как выглядел первоначальный храм.

В конце концов было принято достаточно смелое и, как показал результат, единственно правильное решение: полностью демонтировать здание существующего храма, а на его месте провести полномасштабные археологические раскопки (тут надо понимать, что речь шла об одной из главных буддистских святынь).

 В 1990 году Lumbini Development Trust (LDT) при участии Департамента Археологии правительства Непала (DoA) заключил соглашение с  Федерацией буддистов Японии (JBF, Japan Buddhist Federation) о выполнении всего комплекса этих работ силами археологов JBF и при участии специалистов DoA. Проект финансировался JBF и Правительством Японии.

В результате раскопок, с февраля 1993 г. по март 1995 г., экспедицией JBF/LDT/DoA было обнаружено основания ашокинского храма 3-века до н.э. (период правления Ашоки), а так же установлены вид и датировка сооружений, которые возводились (или достраивались) над ним в течении последующих периодов.

При раскопках в 1993-1995 г.г. были обнаружены остатки сооружения находящегося ниже уровня храма ашокинского периода, предположительно относящиеся к более раннему времени, но точно идентифицировать и датировать их тогда не не смогли.

В 2010 году учеными Даремского университета  (Durham University) были исследованы остатки кирпичного сооружения до-ашокинского периода находившихся ниже храма, которые были обнаружены в 1995 году специалистами  JBF/LDT/DoA. С помощью  ОСЛ-датирования и радиоуглеродного анализ они были отнесены приблизительно к 400 г. до н.э.

Таким образом на настоящий момент учеными обнаружены остатки сооружений, существовавших на месте храма Майя Деви, которые относятся примерно к шести историческим периодам, при этом перепад высот уровня пола сооружений от первого до последнего периода составляет около 5 метров:

•  уровень I – период Маллов (9-ый – 13-ый в.в. н.э.);

•  уровень II – период Гуптов и поздних Гуптов (3-ий – 9-ый в.в. н.э.);

•  уровень III – период Кушанов (1-ый – 2-ой в.в. н.э.);

•  уровень IV – период Шунга (2-ой  - 1-ый в.в. до н.э.);

•  уровень V – период Ашоки (3-ий в. до н.э.);

•  уровень VI – до-ашокинский период (прибл. 4-ый в. до н.э.).

Самым важным результатом раскопок 1993-1995 г. было открытие храма ашокинского периода, который представлял собой ориентированную на восток мощеную кирпичом открытую прямоугольную платформу размером 20.4 м х 15.6 м, окруженную 15-тью небольшими кельями, единая задняя стена которых являлась ограждением храма и формировала обход вокруг святилища.

В западной («алтарной») части платформы был найден сложенный из кирпича небольшой монолитный пьедестал размером 1.1 м х 1.1 м и высотой около 70 см, на котором находился плоский камень размером  примерно 70 см х 40 см и толщиной около 10 см.

По мнению ученых камень был установлен на месте рождения Будды Гаутамы в период между датой его рождения (5-6 в.в. до н.э.) и посещением Лумбини Ашокой (середина 3-го в. до н.э.) и является тем самым «Памятным камнем» (Мarker stone), установленном на месте рождения Будды, о котором упоминают древние источники.

Полагают, что на первом этапе над камнем была воздвигнута небольшая ступа – чайтья (chaitya), а в дальнейшем (в том числе и Ашокой) были сооружены мощеная кирпичом площадка с обходом (pradakshina-patha), кельи, формирующие замкнутое пространство храма по периметру, и возможно построен небольшой деревянный апсидальный (с закругленной задней стеной) храм.

Такая эволюция сооружения в местах поклонения выглядит вполне правдоподобной, т.к. была достаточно традиционной для раннего буддизма.

В дальнейшем храм перестраивался трижды, вплоть до 7 в. н.э., и в конце концов приобрел вид традиционного храма в северо-индийском стиле «нагара» с башней-шикхарой над главным святилищем. Вероятно в конце 1-го – начале 2-го тысячелетия н.э. храм был либо заброшен, либо преобразован и индуистское святилище.

В таком виде он и был исследован и описан учеными из Археологической службы Индии (ASI) П. С. Мукхерджи (P. C. Mukherji), проводившим раскопки в Лумбини в 1899 году.

Современный вид (до демонтажа в 1993 г.) храм приобрел во 30-е годы прошлого века, после его реконструкции под руководством члена правящей династии Рана генерала Кайшера Шумшер Раны (Kaisher Shumsher Rana).

В течении 1933-1939 годов Кайшер Шумшер Рана по собственной инициативе проводил масштабные работы в Лумбини, в результате чего по мнению буддистов место рождения Будды Гаутамы приобрело надлежащий вид, а по мнению научного сообщества археологическому объекту был нанесен серьезный и непоправимый ущерб. Зато месторождения Будды больше не подлежит сомнениям.

К югу от храма Майя Деви находится священный пруд Пушкарини, в которым царица Майя искупалась перед тем, как родить Сиддхартху Гаутаму.

Согласно древним текстам буддистские теологи полагают, что именно здесь, посреди густых джунглей, беременная Майя Деви обнаружила пруд необычайной красоты и родила Сиддхартха Гаутаму под деревом Бодхи. На южной стороне храма расположен священный бассейн, в котором купалась Майя Деви перед родами, и где новорожденного Будду омыли два дракона

Заповедник журавлей построенный для защиты и разведения местных журавлей, находящихся под угрозой исчезновения. Находится близ города-храма Лумбини. 

Возможно вам повезет, и вы увидите гордость непальцев - черношейных журавлей - единственный вид журавлей, встречающийся в горном альпийском поясе. Это редкая птица, занесённая в международную Красную Книгу — её численность оценивается в 5000—6000 особей. 

При посещении заповедника настоятельно не рекомендуется издавать громкие звуки а так же иными способами пугать местных обитателей.