+38 (044) 393-47-46
Ул. Б.Хмельницкого 86

Эквадор

Выберите регион

Куэнка (Cuenca) — столица провинции Асуай, третий по величине город Эквадора. Он располагается в Эквадорских Андах на высоте 2530 метров над уровнем моря между Восточными и Западными Кордильерами. По одной из версий название города происходит от испанского «впадина, котловина». По другой версии название переводится как «долина, речной бассейн», что также вполне соответствует действительности, поскольку особенности рельефа создают реки бассейна Амазонки — Юанкай, Тарики, Томебамба и Мачангара. Кроме того, Куэнка со всех сторон окружена живописными горами, перевалы которых располагаются на юге, западе и востоке.

 

Как добраться

В Куэнку проще всего попасть самолетом (правда, с пересадкой на местные авиалинии) — долететь сюда можно рейсом из Гуякиля (стоимость билета около $65), либо из Кито (это обойдётся примерно в $80). В оба направления есть прямые авиарейсы из Москвы, их стоимость — порядка 40 тыс. рублей. Из аэропорта Куэнки можно за $0,25 уехать на любом автобусе — все они проезжают через туристический центр. Доехать на такси в любой конец города — $2.

Железнодорожным транспортом дорога из Кито в Куэнку займет около 9 часов, из Гуаякиля — 4 часа. Автомобильные трассы, проходящие через Куэнку, маркируются, как N-320 (Вентурада — Гвадалахара — Куэнка — Ла-Хинета) и N-420 Кордова — Куэнка — Таррагона.

 

Средиземноморский климат Эквадора не суров, туристы приезжают сюда в течение всего года, не опасаясь больших перепадов температур и сюрпризов природы. Средняя температура в течение года днем колеблется от +21 °C до +18 °C, ночью — от +10 °C до +7 °C. Всего в Куэнке различаются два сезона: влажный и сухой. Влажный сезон длится с января до июня, причём с марта до мая идут самые сильные дожди. Сухой период длится с июля по декабрь.

 

Источники и лечение в Куэнке

Куэнка знаменита горячими источниками. Далеко ехать не придется, расположены они практически у городской черты. Здесь построено несколько комплексов, в которых производится полный спектр лечебных, расслабляющих курсов, а также «процедур красоты», включающих SPA-процедуры, массаж и гидромассаж. Есть здесь несколько бассейнов для взрослых и детей.

Возможно, именно поэтому в окрестностях Куэнки находится высокогорная «долина долгожителей» Вилькабамбу, чьи жители с лёгкостью доживают до 100-130 лет.
 

Сувениры Куэнки

Куэнка славится своими шяпами-панамами. Причём каждая из них — не просто небольшая соломенная шляпка, а целое произведение искусства, которое просто невозможно не увести в качестве сувенира на память о проведённом здесь отдыхе. Кроме того, эти места славятся ювелирными изделиями из серебра, керамикой, тонкими вышивками. А неподалеку от Куэнки располагается городок Чорделег, славящийся мастерами-чеканщиками по золоту и серебру.

 

Правительство Эквадора уделяет много внимания туристическому бизнесу. Например, помимо полицейского сопровождения туристов, здесь организована специальная туристическая полиция, призванная охранять спокойствие и безопасность гостей. Теперь полицейские дежурят в местах наибольшего скопления туристов — в отелях, ресторанах, клубах, а также близ достопримечательностей. Причем реализовывать этот проект решили именно в Куэнке, чтобы затем распространить на другие города Эквадора.
 

Куэнка знаменита изумительными архитектурными памятниками колониальной эпохи, выполненными из местного мрамора. Наиболее известные из них: собор Катедраль-де-Ла-Инмакьюлада-Консепсьон под великолепными лазурными куполами, церковь Сан-Себастьян, монастырь и церковь Конвенто-де-Лас-Консептас, монастырь Кармен-де-ла-Асунсьон, собор Сан-Франсиско на одноименной площади, а также не менее очаровательные площади Ризолетта-дель-Кармен или Пласа-де-Лас-Флорес.

В Куэнке немало музеев, и каждый из них представляет интерес для туриста интересующегося искусством и историей. Частный Этнографический музей богат редчайшими экспонатами эпох майя и инков. Музей Центрального банка славится экспозицией по истории доколумбовой Америки. Музей Де-Лас-Консептас, располагающийся в помещении больницы женского монастыря Иммакулада-Консепсьон, представляет великолепную коллекцию религиозного искусства 17-19 веков. Не менее интересно будет посетить музей Де-Арт-Популарес в старом особняке Сентро-Интерамерикано-де-Атезаниас-и-Артес-Популарес, где выставляется богатейшая коллекция прикладного искусства практически со всего материка.

Излюбленное туристами место в Куэнке — исторический район между рекой Томебамба и улицами Гран-Коломбия, Генерала Торреса и Ермано Мигеля. Район небольшой, зато здесь сосредоточено множество памятников разных эпох.

Рядом с городом, в округе Каньярис, расположены руины Томебамбы — древнего поселения этих мест — крупнейший в Эквадоре центр этнографических геологических раскопок. Не менее популярна крепость инков Ингапирка, 50 км севернее Куэнки — некогда крупный политический и религиозный центр, превращенный инками в церемониальный замок и военное укрепление.

Недалеко от Куэнки находится Эль-Каяс — страна 200 озер и лагун, место живописное и вместе с тем довольно уединённое. Северо-восточнее города располагаются колоритные поселения Гуаласео и Хортелег, известные своими художниками и ремесленниками.

Церковь святого Петра находится  в самой высокой части города, в 500 м на северо-восток от кафедрального собора. Эта примечательная постройка является лучшим образцом архитектуры города. Главной особенностью церкви является то, что внешне она имеет восьмиугольную форму, однако внутреннее пространство церкви построено в виде окружности.

За время своего существования церковь святого Петра не раз перестраивали. Предполагается, что первая ее версия была построена с тремя нефами и башней вскоре после завоевания Куэнки Альфонсо VIII.  Однако это здание разрушили и построили на его месте другую церковь.

В середине 15 века, когда проходила жестокая борьба между доном Диего Уртадо де Мендоса, Маркесом де Каньете и епископом Лопе де Баррьентос, церковь святого Петра выполняла функцию штаба: в ней расположились силы сторонников епископа. В таком виде церковь просуществовала до 1499 года.

Новая постройка  появилась на этом месте лишь в начале 17 века. К сожалению, до нас не дошли документы, зафиксировавшие имена людей, занимающихся отделочными работами церкви. Сохранилось одно-единственное упоминание о том, что каменщик Алонсо де Торрес руководил отделкой  капеллы. Исходя из этого, историки делают вывод, что речь идет о капелле святого Марка, строительство которой, как написано на фризе, было начато в 1604 году под руководством дона Мигеля Энрикеса, священника  Кафедрального собора Куэнки. Капелла покрыта великолепными восьмигранными украшениями  в стиле мудехар. Уже намного позже эта капелла стала собственностью графов де Торено.

В 17 веке башня церкви находилась в столь плачевном состоянии, что была под угрозой полного разрушения. В конце 1660 года было решено начать реконструкционные  работы, чтобы предотвратить процесс разрушения башни и не допустить оседание церкви. Возглавили работы мастера по обработке камня Педро Салинас, Андрес Мартинес и Симон Мартинес. Они составили чертежи башни, которые были рассмотрены и отредактированы доном Хуаном дель Понтон.

Архитектор оценил проект, представленный Педро Салинасом, однако внёс некоторые изменения (материалы, мерки башни, а также верхушка, которая, по его мнению, должна была покрываться крышей из черепицы, а не из шифера). Башня из трех нисходящих уровней, была завершена в конце 18 века колокольней. Когда проект был обнародован,  решили найти каменщика с помощью общественного голосования. 8 февраля 1661 года его выиграл мастер каменных дел дон Грегорио Пастор.

В 17 веке, во время епископства дона Хосе Флореса Осорио, церковь, как и многие другие постройки Куэнки, была полностью обновлена. Работы, которые датируются 17 веком,  проходили под руководством архитектора дона Хосе Мартин де Алдеуэла.

Однако кессонный потолок капеллы эпохи графов де Торено остался неприкосновенным, что наглядно доказывает, как  дон Хосе Мартин де Алдеуэла смог привнести новое, сохранив существующие достоинства церкви.

Изменения коснулись внутреннего пространства церкви. Снаружи она имеет восьмиугольную форму. Внутри представляет собой окружность, по периметру которой располагаются пилястры с возведенными между ними арками усеченного конуса. Таким образом, внутреннее пространство церкви стало меньше. Это пространство-окружность, которое опоясано широким  зубчатым карнизом, заканчивается куполом с окнами разных форм, что очень характерно для архитектуры дона Хосе Мартина.

Портал церкви в стиле барокко с аркой усеченного конуса между пилястрами и украшенными нишами по обеим сторонам хорошо иллюстрирует творчество дона Хосе Мартина. То же самое можно сказать о суперпозиции карниза, имеющего плавные линии.  Абсида (также многоугольная) обозначает ось, завершающуюся фасадом церкви, который состоит из портала и башни.

Францисканский монастырь Непорочного зачатия (Monasterio de la Concepción Franciscana) расположен в квартале Сан Франсиско, рядом с чертой старого города, в 500 м к юго-западу от собора.

Монастырь был основан в 1504 году на месте старых сооружений тамплиеров, но его здания относятся к более позднему периоду. Фасады трех ярусов почти ничем не украшены — лишь небольшими окнами, размещенными безо всякой симметрии, и гербами своего основателя. Входной портал — плоский с небольшим рельефом, выполнен Педро де Альвисом в стиле платереско и украшен изображением ангелочков и скульптурой Девы Марии. Портал венчается фигурой, которая, судя по черепу рядом, является аллегорией смерти.

Монастырские постройки размещаются вокруг внутреннего двора неправильных очертаний, оформленном в готическом стиле, (что нетипично для монастырских внутренних дворов этого периода).

В 18 веке церковь была перестроена, внутренние опоры стесаны, и устроен эллиптический купол. Интерьер оформлен в  стиле рококо.

Кафедральный собор святой Марии и святого Юлиана в Куэнке – это главный городской собор, в котором находится епархия Куэнки, принадлежащая архиепископству Толедо. 21 сентября 1177 года Альфонсо VIII Кастильский завоевал Куэнку и сделал её епископским центром Кастилии. Монарх решил немедленно возвести христианский собор. Архитектор собора остаётся неизвестен, а идейным вдохновителем строительства стала супруга Альфонсо, Элеонора Английская, дочь Генриха II Плантагенета и Элеоноры Аквитанской, графиня Аквитании.

Элеонора прибыла в Куэнку с нормандскими кабальерос (рыцарство средневековой Испании, в ранний период Реконкисты кабальерос назывались конные воины, которые за свой счёт приобретали коня и оружие для участия в войнах), которые оказали влияние на стилистику собора. Несмотря на то, что в 12 веке ведущим стилем в архитектуре был романский, под влиянием королевского двора кафедральный собор был построен в стиле нормандской готики. Работы начались в 1196 году и окончательно завершились в 1257 году. Тем не менее, как и большинство религиозных построек, с течением времени собор претерпел ряд изменений, поэтому сегодня он выглядит совсем иначе, чем первоначально.

В год начала строительства второй епископ Куэнки, святой Юлиан, освятил собор и посвятил его Вознесению Девы Марии. В 1208 году была завершена основная часть работ и освящён главный алтарь. Работы продолжались на протяжении всего 13 века, когда была построена галерея хора с окнами, украшенными лепниной и статуями ангелов, а также крестовые своды.

В 15 веке по подобию Толедского собора была перестроена верхняя часть собора и построен двойной деамбулаторий. В 16 веке был практически полностью перестроен весь экстерьер собора. В 16 и 17 веках проводились работы на фасаде собора, были построены несколько капелл и клуатр. В 18 веке был построен новый главныйалтарь, были частично перестроены апсиды, колонны, а также изменено внутренне убранство собора.

В 1902 году покосилась башня Хиральда, что привело к многочисленным разрушениям фасада и части средокрестия. Висенте Ламперес начал перестраивать фасад собора в неоготическом стиле по образцу кафедрального собора Реймса. Тем не менее, из-за разногласий архитекторов по поводу опасностей введения новых элементов, не присутствовавших в первоначальной конструкции, две боковые башни так и не были закончены. На сегодняшний день собор всё ещё остаётся недостроенным, так как пока не существует безопасного плана его дальнейшего строительства.

Над средокрестием собора возвышается Башня Анхель, построенная в виде фонаря для освещения собора. Внешне она имеет квадратную форму, хотя изнутри квадрат лежит лишь в нижней части башни, а её верхняя - представляет собой восьмиугольник. Его обрамляет высокая пирамидальная крыша. Из-за пожаров в соборе башню несколько раз частично перестраивали, пока она не обрела тот облик, который и дошёл до наших дней.

Собор имеет фундамент в форме латинского креста и три нефа с широким куполом, завершающимся многоугольной апсидой с семью гранями, с каждой стороны которого находится неф для входа в деамбулаторий (1448г.). Над средокрестиемвозвышается центральный свод собора. Центральный неф отделён от боковых большими стрельчатыми сводами, которые поддерживаются колоннами различной толщины.

Соборный трифорий является единственным в своём роде во всей Испании. Помимо декоративной функции, он также служит для противодействия давлению сводов. По сути, трифорий представляет собой неф, который идёт вдоль боковых нефов и связан с центральным с помощью галереи. Над ней обычно строятся высокие окна, через которые в здание попадает свет. Но трифорий собора Куэнки – фальшивый, так как его неф представляет собой узкий проход, а в его галерее располагаются высокие окна, которые сделаны для перераспределения давления сводов на внешние аркбутаны. 

Что касается внутреннего убранства собора, в 18 веке мэр города обратился к архитектору Вентуре Родригесу, чтобы тот построил «Транспаренте» (окно с цветными витражами в заалтарной части – дословно «прозрачный»), который бы составил достойную конкуренцию витражному окну, построенному Нарциссом Томе в кафедральном соборе Толедо. Родригес поместил окно в готическом амбулатории таким образом, что оно сияло, благодаря заднему непрямому освещению, что создавало удивительные визуальные эффекты

Башня Мангана находится на Калье Санта Мария в 300 м от кафедрального собора. Она расположена недалеко от лестницы, ведущей на Пласа Мангана, за церковью Санта Мария. Башня была построена в 16 веке на месте старинной крепости и за свою долгую историю служила как колокольня и городские часы.

Первоначально башня Мангана была квадратной формы, что известно, благодаря картине 1565 года художника Антона Вингаэрде. На картине не видны крест и железный флюгер мастера Естебана Лимосина, украсивший шпиль башни в 1532 году.

Достоверно известно, что в конце 16 века архитектор Хуан Андреа Роди проводил на башне работы, но это не повлекло за собой существенного изменения облика башни. Если посмотреть башню в подробной панораме города 18 века, то она ничем не отличалась от конструкции 16 века.

После разрушений 18 и начала 19 века архитектор Матео Лопес восстановил внешний облик башни. А во второй половине 19 столетия было решено перестроить верхушку башни, которая, несмотря на несколько реставраций, находилась в плачевном состоянии. 

В 1926 году под руководительством архитектора Фернандо Алькантара башня была перестроена в стиле неомудехар. Он убрал верхушку и на её месте построил небольшую колокольню квадратной формы. Стены башни были обильно украшены арабскими мотивами, по большей части североафриканскими, и зубцами, напоминающими Кордовскую мечеть.

Однако и эта живописная башня оказалась не последней: в 1970 году её снова перестроили. Целью этой реконструкции было возведение башни первостепенной важности для Куэнки, которая бы стала символом города. В результате проекта 1968 года под руководством архитектора Виктора Кабальеро башня была укреплена по подобию военной крепости (чего не было даже тогда, когда башня была частью крепостной стены).

Кабальеро оборудовал башню бойницей внушительных размеров и оставил её без кровли, что придало башне ещё более компактный вид, который она имела благодаря своей первоначальной хрупкости и стройности.

Консистория Куэнки – это здание на главной площади города, где заседает Мэрия. Здание Мэрии Куэнки (которое раньше называли Пикота (исп. Picota – досл.«позорный столб») стоит на главной площади с конца 15 столетия. В середине 16 столетия здание пришло в плачевное состояние, и его реставрацией и частичной перепланировкой занялся архитектор Педро де Алвис. Власти города временно переехали в Коррехидорский дом (Коррехидор, исп. сorregidor, - администратор, судья в городах и провинциях феодальной Испании).

В конце 16 века, а точнее в 1595 году, появилась возможность купить дом рехидора (рехидор, исп. regidor, - член муниципального совета) Педро Гусмана при входе на главную площадь. В 1676 году члены городского Совета решили расширить это здание за счёт постройки, примыкавшей к зданию Мэрии. Это здание, принадлежавшее церкви, было продано им за 4,5 тысячи реалов.

В начале 18 века зданию Мэрии грозило разрушение. Из-за его состояния архив Мэрии был перевезён в Коррехидорский дом, где также проходили заседания Городского Совета. Чтобы избежать дальнейшего разрушения, здание было обнесено валом, а близлежащие улицы были укорочены. В итоге здание пришлось всё-таки снести, так как угроза обвала была слишком высока.

Новое здание было решено построить на месте старого, однако работы по проекту Хайме Борта начались лишь в 1760 году (когда сам архитектор был уже мёртв). Борт проектировал здание, которое, по его собственным словам, было бы симметричным. Эта задача была не из лёгких, так как участок под застройку был маленьким, несимметричным и находился в местности с неровным рельефом. Чтобы воплотить в жизнь проект Борта был необходим ещё один участок в западной части площади, прямо напротив которого располагалось до сноса старое здание Консистории. Когда в 1760 году участок был куплен, строительство  поручили признанному мастеру-каменщику Лоренсо де Санта Мария. В конце 1762 года здание Мэрии было построено.

В 1788 году здание было решено расширить. Работы были поручены архитектору Матео Лопесу, который спроектировал помещение архива и часовню. Последнюю предполагалось построить  доме рядом с Консисторией, который был куплен по этому случаю. Однако этому проекту так и не суждено было осуществиться, так как год спустя по экономическим соображениям планы Мэрии изменились. Архив и часовню было решено разместить в зале Мэрии, а из уже строящихся помещений решено было сделать гардероб. Проект снова поручили Матео Лопесу.

Здание Мэрии представляет собой наиболее характерную для барокко постройку Куэнки. Оно имеет прямоугольный фундамент и два корпуса, которые хоть и являются частью одного здания, настолько визуально отделены друг от друга, что в документах часто пишут «Консисторские Дома».

Фасад здания состоит из трёх этажей (расположенных снизу вверх в порядке уменьшения), каждый из которых декорирован пилястрами. Первый этаж построен в виде открытой аркады, через которую можно попасть с главной улицы города на площадь. Между арками виднеются пилястры тосканского ордера. На втором («благородном») этаже Мэрии Мэрии располагаются три амбразуры со сплошным балконом,  украшенные большими круглыми карнизами, ионическими пилястрами, а также изогнутыми и прямыми фронтонами.

На третьем этаже также располагаются амбразуры, которые вместе со всеми элементами повторяют декор предыдущего этажа. Этот этаж включает в себя аттик, что компенсирует его скромные размеры по сравнению с другими этажами. Широкийаттик скрывает крышу здания, если смотреть на него с площади. В центре он декорирован украшением, похожим на гребень, который увенчан фигурой льва. Задний фасад, который выходит на улицу Альфонсо VIII, выполнен с уклоном в классику. Он также состоит из трёх этажей, с балконами на «благородном» и окнами на верхнем этаже.

Музей испанского абстрактного искусства (Museo de Arte Abstracto Español) занимает два здания Касас Кольгадас.

В 1966 году Фернанду Собэль выбрал эти старинные здания для размещения коллекции абстрактного искусства, и владевший ими муниципалитет Куэнки сдал их внаем за символическую сумму. Масштабная реставрация и укрепление зданий были осуществлена архитекторами Фернандо Барха и Франсиско Леоном Мелером. В 1978 году музей был торжественно открыт.

Постоянная экспозиция включает около 130 полотен и скульптур работы художников Испании 1950-60-х годов, а также авторов 1980-90-х.