+38 (044) 393-47-46
Ул. Б.Хмельницкого 86

Непал

Выберите регион

Расположенная на высоте около 1300 метров над уровнем моря, плодородная Долина Катманду - это остаток некогда прекрасного горного озера, из которого примерно 12000 лет назад вода внезапно утекла на юг по ущелью Чобар. Современные геологи считают, что отток воды произошел в результате землетрясения, но древние непальские старцы знают об этом лучше. 

Вот одна из версий произошедшего из уст местного старца "Когда я был ещё совсем маленьким, здесь, в долине плескалось озеро... Оно было маленькое, но очень большое - и очень красивое. Сейчас такой красоты уже нигде не осталось. По берегам озера ютились несколько маленьких деревень, в одной из которых я и жил.

Мы плавали в озере, катались на лодках и ловили крокодилов. Однажды в этих краях странствовал святой старец Вайрокана. Проходя мимо нашего озера, он, поражённый его красотой, воскликнул: "О, Солнце! Сколько лет брожу по этому миру, но такого прекрасного озера я ещё не видел! Предрекаю - когда-то, на этом месте будет большой цветущий город. А я... А я дальше никуда не пойду. Устал я бродить по белу свету... Мне больше ничего не надо, только лишь видеть эту гладь, да это небо..."

С этими словами старец Вайрокана подплыл к маленькому островку посреди озера, и, взойдя на него, материализовался в прекрасный цветок лотоса... Теперь, каждый день, когда я бродил вдоль озера, я смотрел на этот островок и видел на нём этот сияющий белый цветок. Он тихонько колебался под порывами ветра, словно маленький белый флаг, и лёгкий сладкий аромат его лепестков доносился до меня... Я видел много цветов, но этот не давал мне покоя своей неземной красотой, и снился мне даже во сне...

Так прошло двести или триста лет. Я по-прежнему жил около озера, катался на лодке и ловил крокодилов. И каждый раз, глядя на остров, я вспоминал пророчество старца, и никак не мог понять, откуда здесь может взяться большой и цветущий город... 
Прошло ещё шестьсот лет. Я женился на девушке из соседней деревни. У нас родились дети. Я начал учить их ловить крокодилов, и в суете сует позабыл о словах старца. Когда вдруг... В один прекрасный весенний день, когда озеро было особенно полноводным, так что маленький островок почти целиком ушёл под воду, оставив на вершине лишь клочок земли с цветущим на нём лотосом, в этих краях появился ещё один мудрый старец - бодхисатва Манджушритешвара. Он был известен тем, что имел волшебный меч, сделанный из солнечного луча. Меч этот был крепче любого камня и острее любой сабли.
Проходя мимо озера, бодхисатва Манджушритешвара невольно взглянул на маленький островок, и замер, поражённый красотой лотоса, цветущего там... "Какой прекрасный цветок... Откуда он здесь?", - спросил Манджушритешвара. Я рассказал ему всё, что знал, и добавил: "Вода прибывает с гор.
Скоро остров скроется под водой, и цветок погибнет..." 
Бодхисатва Манджушритешвара задумался, но вскоре воскликнул - "Не бывать этому!" - и, взлетев в воздух, рассёк своим волшебным мечом землю близ озера... В земле образовалось глубокое ущелье, которое позже назвали ущельем Чобар. Сквозь него озерная вода стала стремительно утекать вниз, к югу, освобождая долину... Конечно, при этом снесло пару деревень... Зато, в один день, вместо озера здесь осталась чистая ровная долина, где впоследствии вырос город...
Островок, где цвёл лотос, стал теперь большим холмом, на вершине которого позже был построен тот самый знаменитый монастырь Сваямбуднат, существующий и поныне..." Так закончил свой рассказ Милкхи Баба, а нам ничего не остаётся, как поверить ему. 

Впоследствии несколько уцелевших деревень объединились в одну, положив тем самым начало новому городу - Катманду (что в переводе с санскрита означает "Дом из дерева"). Город располагался на паломнических и торговых путях между Индией и Тибетом, что наложило свой отпечаток на его развитие и культуру. Монахи и купцы привнесли в долину свои религии - сначала буддизм, потом индуизм, затем учение тибетских лам.

Так и получилось, что в долине Катманду воздвигались храмы, посвящённые самым различным богам и культам. Удалённость от морских путей и отрезанность от остального мира высочайшими в мире горами привели к тому, что Катманду рос и развивался ни на кого не похожим городом, воплотившим в себе индивидуальные и уникальные черты и свой собственный архитектурный стиль. Всего в Долине Катманду было построено несколько тысяч замечательных храмов, многие из которых мы можем видеть и в наши дни.

С этой точки зрения Катманду является поистине уникальным городом - в некоторых его уголках количество храмов и святынь на единицу площади превосходит все мыслимые пределы. И нам ничего не остаётся, как назвать Катманду настоящим архитектурно-скульптурным музеем индо-непало-тибетско-буддийского градостроительства под открытым небом.

Сегодня Катманду представляет собой большой город, размазанный по долине... Несмотря на то, что сейчас здесь проживает около 900 тысяч человек, Катманду мало похож на столицы других государств - весь усыпанный маленькими одно-двух-трёх-этажными кирпичными домиками в национальном стиле, он больше похож на яркую провинциальную деревню, по нескольким крупным улицам которой носятся автобусы, мотоциклы, велосипеды, рикши и просто тележки с коровами.

Пожалуй, единственное, что сильно портит впечатление от прогулок по городу - это его плохой воздух. Поначалу это кажется довольно странным, учитывая практически полное отсутствие здесь промышленных предприятий. Но обилие автобусов и грузовиков с никем не контролируемыми выхлопными газами, повсеместная грязь и пыль, а также само расположение города - в низине большой долины - приводит к тому, что на многих оживлённых улицах города практически нечем дышать. Многие местные жители пытаются спастись от этого ношением марлевых повязок, но туристам без необходимости лучше там не появляться.

В расположенных же в стороне от шумных дорог старых районах Катманду, кажется, ничего не изменилось в течении столетий. Худые коровы жуют сухую траву, бездомные собаки лежат в чёрных лужах, смуглые старички сидят на каменных ступенях и греются на солнце, глядя на куриц и цыплят, копошащихся у их ног; древние старушки продают вещи, которые никто никогда не покупает; красивые девушки продают цветы и зелень, пока их детишки играют или ковыряются в мусорках; женщины постарше стоят в длинных очередях за водой или таскают корзины с кирпичами, а мужики сидят под крышами пагод, играют в карты и решают вопросы глобального характера.

Характер погоды Катманду связан с высокогорным месторасположением и ветрами муссонами. Если жить тут круглый год, то сразу увидите что «сезоны» дождей периодически сменяют периоды засухи. Температурный режим в течение года вполне комфортен для любого европейца: зимой в среднем +14° С, летом обычно примерно +25° С. Единственное «но»: влажность в диапазоне 70-80% показана далеко не всем, ведь среднегодовое количество осадков внушительно: около 1400 мм. 

 

Если у вас есть возможность отправиться в Непал прямо из столицы Украины, тогда готовьте 800 долларов, и через одиннадцать часов вы будете на месте назначения. Но помните, что возвращение из этой страны – зрелище не для слабонервных, потому что долина Катманду окружена горами и самолёты, отрываясь от взлётной полосы в аэропорту столицы,  резко задирают нос и сразу же набирают высоту. Ну а если нет возможности долететь до столицы Непала прямым рейсом, тогда нужно выбирать более сложный, но для кого-то и более интересный путь. В этом случае нужно брать билет до Дали за 400 долларов, а потом добираться до Катманду на поездах и автобусах

Все же Катманду – это город с довольно непривычной транспортной инфраструктурой. Тем не менее доехать вы можете в любую точку города, а если знать как и на чем, то экономия может выйти существенной. Но прежде советую обзавестись картой, хотя бы бесплатной туристической брошюркой – ее вполне хватит. 

Такси. Самый понятный, быстрый и комфортный транспорт. И самый дорогой. Ездят исключительно на маленьких Suzuki Maruti. Подходите к любому свободному, называете место и спрашиваете цену. Сразу торгуйтесь. Ориентир – от Боднатха до Тамеля можно доехать за 180 рупий (~ 2,57 USD). От Тамеля до Боднатха вы то же самое не проделаете. Поскольку здесь большое скопление европейских туристов, то таксисты сильно избалованы. Поэтому либо выкладывать 300 рупий (~ 4,29 USD) либо отходить подальше от Тамеля и уже ловить там. До аэропорта, кстати, стоит столько же. И маленький совет – если ориентируетесь по ценам, то лучше сразу называть реальную стоимость поездки. Так вы покажете, что прекрасно осведомлены о расценках, а отказ накидывать сверху будет сигналом к тому, что вы спокойно дождетесь следующего такси.

На тук-туке. Что-то среднее между микроавтобусом и мотоколяской. В отличие от тайских и индийских моторикш, непальские исполняют функцию маршруток. Внутрь помещается где-то десять человек. Плюс три стоя и один снаружи. Самое экзотичное средство передвижения в Катманду. Тесновато, правда, но зато ездят часто. В зависимости от дальности поездки стоимость – 10-12 рупий (~ 0,15 USD). Пользоваться очень просто – выбираете сторону, в какую ехать, поднимаете руку и садитесь. Если вас несколько, то лучше, поднимая руку, сразу показать сколько мест надо. 

Микроавтобусы. Бывают разных марок и комфортности. Стоимость проезда как на тук-туке. За сбор денег отвечает мальчишка-кондуктор. Садиться точно так же – нужная сторона и взмах рукой. Из окна сразу высунутся с вопросом “Куда вам мил-человек?”. Обычно понимают больше названий, чем водители мотоколясок, соображают быстро. Внутри тоже тесно, но сиденья гораздо удобнее.

Автобусы. Такой же разношерстный состав автопарка. Стоимость стандартная, но по городу их ходит меньше. Зато обычно точно знаешь, где они останавливаются – немногочисленные остановки в столице как раз для них. Оплата кондуктору. Вместимость – 30-40 человек.

Велорикша. Скорее не транспорт, а аттракцион. Стоимость зависит от расстояния и умения торговаться. Если честно, лучше дойти пешком. Но один раз в качестве развлечения можете попробовать.

Непал издревле поклоняется большому числу различных богов, однако есть среди них и живая богиня Кумари. По древним преданиям, ее считают воплощением Таледжу, покровительницы королевской династии Малла. Легенды гласят, что в древности короли этой династии свободно общались с богиней, вели беседы и играли в кости. Однажды, последний раджа Джай Пракаш Малла не смог устоять перед красотой Таледжу и влюбился в нее. Разгневанная богиня навсегда покинула дворец, пообещав являться лишь в образе маленькой Кумари.

Храм богини Кумари находится рядом со старым Королевским дворцом, на площади Дурбар. Перед тем, как сюда переселяют очередную девочку, она проходит жесткий отбор. Который, как правило, проводится в рамках одной касты ювелиров, в среде буддистов-неваров.

К конкурсу допускаются девочки в возрасте от 3-х до 5-ти лет, на теле которых никогда не выступала кровь. Последним этапом отбора является ночь в темной комнате со статуями страшных животных, куда периодически врываются люди, изображающие привидения.

В трехэтажном храме избранница живет под опекой индуистского священника и няни. В течение нескольких лет Кумари ни видит тех радостей, которые испытывают обычные дети. Так продолжается до тех пор, пока у девочки не наступит менструальный возраст или не выпадет первый зуб. С этого дня избранница перестает быть Кумари и ее возвращают в семью.

Пред ней склоняется король. Кумари является единственной, у кого есть право ставить тику королю и кому он кланяется. Такое происходит один раз в год, во время празднования Кумариджатра. В этот день храм посещает король, чтобы совершить пуджу (служение) и богиня в знак благодарности лично ставит на лоб монарха тику.

Сегодня храм пользуется популярностью среди туристов. Каждый желающий может свободно войти во двор, но фотографировать богиню, позволено только местным фотографам. Вход в сам храм для иностранных туристов закрыт, так как святыня бережно охраняется от людей другой веры.

Один раз в день ее вывозят в паланкине на обозрение людей. Зачастую, Кумари приглашают влиятельные люди на свадебную церемонию. Есть поверье, что присутствие богини на свадьбе приносит счастье в дом молодоженов.

Хануман Дхока – старинный дворец в Катманду, точнее будет сказать комплекс. Он, как и большинство красивейший старинных дворцов является достопримечательностью Непала. Комплекс был построен в 5- 8 веке нашей эры в центре Дворцовой площади, поэтому его ещё называют сердцем площади Дурбан. Все строения, которые его окружают, были построены значительно позднее в 17 веке во времена правления короля династии Малла Пратапа.

Дворец неоднократно реставрировался и перестраивался, вследствие чего его первозданный вид практически и не сохранился, исключение составляет Мохан Чоука и Сундари Чоука. Они закрыты для посещения и находятся в северной части. А все желающие приходят сюда посмотреть на Ханумана стоящего под зонтом в красном одеянии (Бог-Обезьянка). Установлена эта статуя была в 1672 году прямо у входа во дворец. Лицо статуи скрывается под оранжевой пастой, которые многие столетия наносят посетители. С обеих сторон возле дворца стоят двухсторонние треугольные флаги государства Непал. Вход во дворец Хануман Дхока охраняют два каменных льва. На одном изо львов сидит Бог Шива, а на втором Парвати, его супруга. Прямо над воротами располагается очень ярко раскрашенная ниша. В центре ниши расположена Кришна. Слева находятся Кришна, который играет на флейте, а справа король династии Малла Пратап со своей супругой.

Комплекс Хануман Дхока привлекает большое количество иностранных гостей.

Буддийская святыня Сваямбуднатх расположена на вершине холма всего в двух километрах от Тхамеля. Сваямбуднатх является одним из старейших и самых красивых храмовых комплексов долины Катманду и, возможно, одним из древнейших буддийских храмов в мире. Некоторые ученые предполагают даже, что возраст храмового комплекса может превышать две тысячи лет, хотя первое документальное свидетельство о существовании этого храма оставлено индийским монахом Атишей, посетившим Сваямбуднатх в 11 веке по пути из Индии в Тибет.

В переводе Сваямбуднатх означает "бог, который создал сам себя". Связанные с храмом легенды повествуют о том, что некогда на месте долины Катманду располагалось огромное озеро, к которому однажды совершил паломничество святой Вайрокана. Пораженный удивительной красотой места, он материализовался в цветок лотоса, растущий на выступающем из воды островке, и предсказал, что со временем здесь возникнет знаменитый храм. Позднее, другой святой, бодисатва Манджушри, волшебным мечом прорубил в окружающих скалах ущелье Чобар и хлынувшая вниз река Багмати осушила озеро. Волшебный цветок Сваямбу ("самосозданный") оказался, в результате, на холме высотой в 77 метров и с целью защиты над ним была построена ступа Сваямбуднатх.

Эта легенда излагается в древнем буддийском тексте "Сваямбу Пуране". Примечательно, что современные геологические исследования подтвердили существование в древности озера на территории долины.

Согласно буддийским верованиям, ступа Сваямбуднатх построена в самом благоприятном, с точки зрения астральных сил, месте долины Катманду. Именно поэтому считается, что произнесенные здесь молитвы имеют (как пишется в древних манускриптах) "в 13 миллиардов раз" большую силу.

Лучшее время для посещения храма Сваямбуднатх - раннее утро, когда сотни монахов и паломников совершают ритуальный обход комплекса, непрерывно произнося при этом священные мантры и вращая огромные молитвенные барабаны. Туристы, как правило, заходят в комплекс через восточный вход, к которому ведут 365 стертых временем ступеней каменной лестницы. Центром комплекса является огромная ступа, которая своей простой и совершенной архитектурной формой символизирует космическую сущность буддийского ученья. Поклонение ступе включает в себя ее обход исключительно по направлению часовой стрелки - важнейшее правило при посещении всех, не только буддийских, но и индуистских храмов.  Расположенные во внешних нишах ступы изображения медитирующего Будды символизируют четыре элемента, составляющих мир: землю, воздух, огонь и воду, а пятое (на углу) пространство, или космос. Как солнечный свет распадается при преломлении на различные цвета радуги, так и изображение Будды, в зависимости от  [Непал, ступа] цвета, положения рук и изображенных животных у подножия его трона, символизируют различные аспекты буддийского вероучения и сюжеты из жизни Будды.

Женские божества составляют неотъемлемую часть буддийского пантеона, т.к. взаимодействие мужского и женского начал сострадания и мудрости ведет к познанию истины - просветлению. Поэтому золотая квадратная колонна на вершине храма символизирует фаллический контакт с куполом, несущим женское начало. На основании золотой колонны, венчающей купол, изображены, обращенные на все четыре стороны света, глаза всевидящего Ади Будды (изначального Будды). Между ними цифра "1", означающая единство всего сущего. [Непал, ступа]

Золотой шпиль из тринадцати ярусов символизирует тринадцать ступеней на пути к просветлению. Шатрообразная золотая вершина шпиля - символ достижения просветления, по существующей легенде, она хранит сосуд, наполненный драгоценными камнями.

 Ступа окружена многочисленными святынями и реликвиями, большинство из которых было пожертвовано храму в нынешнем тысячелетии членами королевских правящих домов и ламами.

Сразу у входа на верхнюю площадку храмового комплекса расположена бронзовая скульптурная композиция ваджра, символ молнии, означающий силу и нерушимость, на ее пьедестале - символы двенадцати животных тибетского звездного календаря. [Непал, Тибет, ступа] У входа в главный храм находятся две небольшие индуистские часовни в стиле шикхара - правая (Пратаппур) построена королем Пратапом Маллой в 1654 году, левая (Анантапур) - одной из его жен, Анантой Прайдеви. Перед ними установлена надпись, удостоверяющая, когда и кем они были возведены. В ней также упоминается о победе в военном конфликте с Тибетом.

Рядом расположены кирпичный храм Васундхара Мандир, посвященный богине земли, монастырские помещения и мраморная статуя ведического бога ветра Вайу. С изображениями других индуистских и буддийских богов можно ознакомиться в небольшом местном музее. За музеем находится открытый для посещения монастырь Дева Дхарма Махавир, а перед ним за решеткой установлены бронзовые скульптуры Белой Тары и Зеленой Тары - жен короля Тибета 18 века.

Чуть подальше от ступы находится храм богини оспы Харати, которую невары называют Аджима ("Бабушка"). Согласно легенде, злая богиня Харати похищала чужих детей, пока в ответ на жалобы людей Будда не лишил ее собственных, после чего, прочувствовав горечь утраты, которую она причиняла людям, Харати стала покровительницей детей. Храм Харати очень популярен среди верующих женщин, которые приходят сюда с подношениями и просьбами защитить их детей от болезней. Изображение богини было установлено в храме в 19 веке вместо более раннего, которое было разрушено королем Раной Бахадуром Шахом после того, как его любимая жена, несмотря на обращения к богине, умерла от оспы.

С северо-запада от ступы находится храм ведического бога огня Агнипур, который [Непал, Тибет, ступа]  легко узнать по двум находящимся перед ним каменным львам. За ним стоит одноэтажное здание Шантипур, окруженное уходящей в глубь веков тайной. Согласно легенде, в 5 веке святой Шанти Шри замуровал себя в подвальном склепе здания, поклявшись не выходить наверх до того момента, пока люди долины не будут действительно нуждаться в его защите. Достигнув через просветление состояния летаргического бессмертия, он, по мнению верующих, продолжает находиться в склепе. За всю историю Непала только король Пратап Малла в 17 веке отважился в одиночку проникнуть в подвальные помещения Шантипура, ища у святого защиты от катастрофической засухи, поразившей долину Катманду. Согласно записям современников, преодолев многочисленные препятствия, король все-таки нашел высохшего до состояния мумии, но живого святого, который вручил королю символ повелителя дождей змея Нага, благодаря которому пошли дожди, спасшие от голода жителей долины.

Недалеко от выхода из храмового комплекса находится действующий монастырь Шри Карма Радж Мохавикар с большой позолоченной скульптурой Будды и многочисленными маслеными светильниками. Главная дневная служба проходит в монастыре с 15 до 16 часов.

Примерно в 20 минутах езды от ступы Буднатх расположен один из самых известных буддийских монастырей - Копан. Монастырь основан Ламой Римпоче в 1979 году и занимает территорию около 5 гектаров. Ежегодно монастырь, в котором постоянно живут около 300 монахов и послушников, посещают сотни иностранных гостей из многих стран мира. Шесть раз в год в монастыре проводятся7 и 10-дневные курсы медитации Многие иностранные гости приезжают  на месячные курсы медитации, ежегодно проводимые в ноябре.Как правило, прибывшие на курсы медитации проживают  в гостевом комплексе монастыря, причем относительно недорого и в достаточно комфортабельных условиях. Естественно, что проживание в монастыре требует соблюдения в этот период определенных правил и воздержания от курения, употребления наркотиков и алкоголя, сексуальных связей. Ежедневная программа рассчитана с 6 часов утра до 8 часов вечера и включает в себя курсы медитации, изучение основ буддизма, дискуссии на религиозные темы. В монастыре имеется большая библиотека с литературой по буддизму на многих языках мира. Проживающие в монастыре обеспечиваются  трехразовым вегетарианским питанием. Монастырь не имеет телевидения, радио и старается создать условия определенной изолированности от внешнего мира. Именно эти условия, в сочетании с прекрасной природой, окружающей монастырь, привлекают большинство гостей из индустриальных стран, ищущих покоя и уединения.

На северо-востоке Катманду находится один из четырех самых знаменитых индуистских храмов, посвященных богу Шиве - Пашупатинатх.

Пашупатинатх - одно из многочисленных имен Шивы - означает "господин, покровитель животных". Местная легенда утверждает, что Шива как-то провел здесь всю ночь, медитируя на берегу Багмати.

Теперь одним из главных индуистских праздников Непала являетсяШиваратри ("ночь Шивы"), для участия в котором сюда в середине февраля стекаются тысячи паломников со всего Непала и из Индии. Бог Шива - один из главных и наиболее почитаемых богов индуизма. Согласно индуистской мифологии, Шива имеет 11 воплощений. Наиболее известные из них - Махадева (Великий Бог), Рудра (Рычащий), Натараджа (Царь танца) и Йогишвар (Бог Йоги). Но в любом образе его легко узнать по присущим лишь одному ему атрибутам: трезубцу, на котором висит барабан, рудракше (виду бус из семян священного рестения) и быку (средству передвижения).

Когда Шива изображается в благожелательной форме защитника, он держит в верхней правой руке бусы рудракша, напоминающие четки, нижняя правая рука опущена вниз, ладонью от себя, в жесте дарения (варада мудре).

Как грозный бог смерти Рудра, он обычно изображается стоя, с трезубцем в левой руке, правая нога поднята в движении - вся поза полна угрожающей динамики. В довольно распространенном ранее в Непале тантристском культе воплощение Шивы в виде Рудры называется Бхайрава (об одном из его изображений мы уже рассказывали), который, в свою очередь, имеет собственных 64 проявления. В Непале Бхайраве посвящено множество храмов и святилищ.

Как Натарадже, Царю танца, ему, в основном, поклоняются танцоры и музыканты. Верующие считают, что космический танец Шивы разрушает мироздание после завершения очередного цикла его существования, и поэтому его воплощение в виде танцующего бога считается также разрушительным.

Наиболее почитаемой формой Шивы является Махадева. По индуистским легендам, большинство как положительных, так и отрицательных мифических героев обращались к нему за благословением и поддержкой. Случалось, что он не отказывал в благословении даже тем персонажам, которые позднее угрожали не только существованию человечества, но и его собственному.

Впервые храм Пашупатинатх упоминается в исторических источниках 7 века, однако, большинство специалистов считает, что святилище возникло гораздо ранее, возможно, что это старейший храм в долине Катманду. Согласно древней индуистской легенде, на холм, где впоследствии был сооружен храм, приходила одна из пасущихся в окрестности коров (легенда сохранила ее имя - Камдхену) и регулярно поливала его своим молоком. Следовавший за коровой пастух Гопал заинтересовался необычным явлением и решил раскопать загадочное место. Из земли ударил столб света, который мгновенно превратил пастуха в пепел. Позже на этом месте королем Гопалом Бамши было воздвигнуто каменное изваяние лингама Шивы, вокруг которого постепенно вырос храмовый комплекс Пашупатинатх. Комплекс Пашупатинатх обслуживает особая индуистская секта Пашупата, последователи которой считают Шиву главным богом индуистского пантеона. Секта существует в Непале с 6 века.

Современный центральный храм с двухъярусной медной крышей в стиле пагоды был построен в 1691-1692 годах при короле Вирпалендре Малла, а в 1696 году на нем был установлен венчающий крышу шпиль. Его главной святыней является четырехглавый Шивалинга, высеченный из черного камня. Он был подарен храму в 1361 году королем Джайа Симхой Маллой. Более древнее, первоначальное изображение Шивалинги было уничтожено во время мусульманского вторжения в 1349 году.

На территории комплекса находится целый ряд древних индуистских храмов и каменных изваяний, но встречаются также и буддийские памятники. К числу древнейших, относят мужское изображение Вирупакшайи в небольшом храме на правом берегу Багмати (ок. 4 в. д.н.э. - 2 в. н.э.). Другая старейшая скульптура - статуя Будды третьего века н.э., тоже расположена на правом берегу Багмати, непосредственно перед входом в храм Нава Дурга. На территории храмового комплекса находится еще несколько изваяний 7-8 веков.

Несколько священных зданий было сооружено в 1654-1655 гг. при короле Пратапе Малле, им же было установлено 108 Шивалингамов на берегу протекающей у храма реки Багмати. На ее правом берегу, между мостами, стоит двухэтажная пагода, посвященная жене Шивы богине Парвати. На противоположной стороне реки находится храм Гухьяшвари, построенный в 1653-1654 годах при короле Пратапе Малле.

На берегу Багмати, непосредственно у подножья храма находятся две каменные платформы, гхаты, предназначенные для кремации только членов королевской семьи и семей премьер-министров. Отдельно расположены общественные гхаты. Ввиду исключительной святости храма, кремирование в Пашупатинатхе имеет для верующих особый смысл и многие пожилые больные люди, в том числе и из Индии, специально приезжают сюда и живут в ожидании смерти в гостевых домах при храме. Недаром, даже Мать Тереза долгое время арендовала дом в районе Пашупатинатха, чтобы в случае болезни умереть здесь.

Вход на территорию храмового комплекса Пашупатинатх категорически запрещен для не индуистов, но осмотр храмовых строений с прилегающего холма и знакомство с арелигиозными церемониями у его стен представляют безусловный интерес.

Другим важнейшим буддийским  храмовым комплексом Катманду является самая большая в Азии и одна из самых больших в мире ступа Буднатх (около 400 м в окружности). Возраст ступы точно не установлен, хотя предполагается, что она построена в 5 веке королем Махадевой. Считается, что внутри ступы содержатся священные реликвии.

Как гласит одна из легенд, когда-то давно по указанию короля в Катманду был построен бассейн Нарайан Хити, существующий до настоящего времени. Однако, ни по одной из трех каменных труб, украшенных головами драконов, вода в бассейн  не пошла. [Непал, Тибет, ступа] Священнослужители сообщили королю, что для того, чтобы бассейн заполнился водой, необходимо принести в жертву выдающегося человека. Король повелел своему сыну отрубить на следующее утро голову первому лежащему человеку, которого он увидит. Найдя утром у бассейна спящего человека, сын короля отрубил ему голову и только потом обнаружил, что это был его отец, который таким образом решил принести себя в жертву.  Сразу же после этого вода заполнила бассейн, а голова одного из драконов, ужаснувшаяся от случившегося , повернулась к небу.

Сын отрекся от трона и погрузился в молитвы в храме, расположенном на горе. Услышав его раскаянья и молитвы, богиня храма Ваджра Джогини велела ему, в искупление его греха, построить большую ступу в честь Будды. Так началось строительство ступы, длившееся многие годы.  Ежегодно в феврале в честь завершения ее строительства непальские буддисты отмечают в Буднатхе Фестиваль тысячи и одного огня. Особенно красочно здесь проходит церемония встречи тибетского Нового года, который по лунному календарю выпадает на февраль или март. Вокруг свежевыкрашенной в честь праздника ступы собираются верующие в праздничных одеждах, ламы в высоких желтых головных уборах обходят ступу, трубя в трехметровый рог. Торжественно отмечают верующие в Буднатхе и приходящийся на середину мая день рождения Будды - Будда Джаянти.

Ступа Буднатх расположена на массивной двенадцатиугольной трехъярусной платформе и [Непал, Тибет, ступа]  окружена каменным забором со 176 нишами, в каждой из которых установлено по пять малых или по четыре больших молитвенных барабанов. На каждом барабане написана одна из самых популярных в Махаяне молитв (мантр) - Ом мани падме хум, что означает "Слава драгоценности в лотосе". Буддисты верят, что многократное произнесение этой мантры предохраняет от всех несчастий. В нишах за молитвенными барабанами, под стеклом расположены живописные изображения Будды и святых ламаистского пантеона тибетского буддизма. Забор венчают 176 небольших белых ступ, по одной на каждую нишу. В заборе располагаются четыре входа, ориентированных по сторонам света. Обходя ступу и вращая барабаны, верующие как бы тысячекратно произносят молитву во славу Будды.

Основание ступы представляет геометрическую форму <мандалы - магической диаграммы из сочетания концентрических и прямоугольных фигур, символизирующих в тантристском буддизме бесконечность вселенной и силу духовного знания. На первом ярусе платформы расположено шесть небольших ступ.

В центре главной ступы изображен медитирующий Будда, а в небольших нишах вокруг ступы - 108 изображений буддийских сюжетов. Ступу венчает шпиль, на четырехугольном основании которого изображены глаза Будды, а чуть повыше них  - "третий глаз", "внутреннее духовное зрение". Золоченый шпиль разделен на тринадцать ярусов, символизирующих тринадцать ступеней просветления на пути к достижению нирваны. На вершине шпиля располагается позолоченный зонт, олицетворяющий нирвану. Ступа украшена флажками пяти цветов, символизирующих пять цветов Будды.

Вокруг ступы построено несколько храмов и монастырей, которые туристы могут посетить во время богослужений. Наиболее известным из них является розовый монастырь, принадлежащий одной из старейших буддийских сект ТибетаНьингма-па ("секте красных шапок"). Рядом с ним расположен монастырь секты Гелуг-ба ("секты желтых шапок"), главой которой является Далай Лама. У северных ворот находится небольшой индуистский храм, посвященный богине оспы и покровительнице детей Аджиме. Напротив вы увидите резиденцию наследственного Китайского Ламы, известную как Китайский монастырь. До присоединения Тибета к Китаю он выполнял в Непале функции Тибетского посольства.  

Бунгмати (Bungmati) — неварский городок 6 км к югу от Патана (Лалитпура) и 10 км от Катманду, туда ходят автобусы, но недалеко добираться и на такси. Название произодшо от реки Багмати, которая протекает неподалёку.
При всем обилии храмов и великолепии Катманду и Патана туристы таких мест обычно не замечают. Почти слита с Бунгмати деревня Хокана (Khokana), традиционная неварская деревня, в которой производят лучшую в Непале горчицу.
Бунгмати — поселение VII века, и что-то от быта того времени тут осталось. Узкие улочки, балконы и окна со знаменитой неварской резьбой, большой пруд с маленькими храмами и ступами и наконец центральная площадь с дворцом и храмом Махешвара.
Свободные пространства отданы под сушку зерна и трав. Вдоль узких улиц — жертвенные свастики для богов (этот обычай остался тольуо тут). Единственное что напоминает о цивилизации — реклама кока-колы, но даже она скорее пятидесятилетней давности с выцветшими красками. Примечается однако былая роскошь времён династии Малла лет триста назад — времён расцвета Катманду и Патана. И изящные резные двери и окна.

На площади — два могучих храма и с десяток маленьких, а сбоку — древний дворец местного князя.

В отличии от других исторических городов, Бунгмати не обросло "черёмушками", и осталось почти таким, как было много веков назад.

В долине Катманду существовало несколько самостоятельных княжеств, каждое со своим историческим центром. Одним из них было древнее княжество-город Лалитпур (в переводе означает: город искусств). Считается, что сам город был основан в 299 году н.э. при короле Виир Дева и за свою историю сменил много имен: Яла, Юпаграм, Лалитпатан, Манингал, пока не получил современное название Патан. Патан, в котором проживает около 160 тысяч человек, является одним из муниципальных районов столицы Катманду, отделенных от центра города рекой Багмати.

Границы старого Патана отмечены четырьмя древними ступами, воздвигнутыми, как утверждает предание, по указанию великого императора Индии буддиста Ашоки во время его посещения Непала в 250 году до н.э.

Расцвет строительства, ремесел и культуры приходится в Патане на площадь города Дарбар ("Королевская"), она плотно застроена многочисленными храмами, здесь расположен главный торговый центр - Мангал Базар. Вдоль восточной стороны площади тянется массивный фасад старинного королевского дворца, резные двери которого ведут во внутренние помещения и дворики, сохранившие нетронутый временем колорит 17 столетия. Во дворце жило несколько поколений королей династии Малла, а с 1768 года их сменили члены королевской семьи династии Шахов. Всего в королевском дворце Патана десять внутренних дворов, но для посещения открыты, как правило, только три: центральный Мул Чок, Сундари Чок и Кешаб Нарайан Чок.

Перед входом в Сундари Чок расположены статуи Ханумана, Ганеша и Нарсимхи. Сундари Чок (Красивый двор), построенный в 1627 году, славится искусной резьбой по камню и дереву, которая покрывает колонны, двери и окна внутренних помещений. Главной достопримечательностью является расположенный в центре двора королевский бассейн Тулси Хити, сооруженный в 1646 году. Овальные стены бассейна украшены двойным фризом вырезанных в камне или отлитых из металла изображений тантристских богов и богинь. Вода поступает в бассейн по резной каменной трубе, на которой изображены летящие на боге-птице Гаруде бог Вишну и его жена Лакшми. Рядом установлена миниатюрная копия знаменитого храма Кришны, расположенного по соседству на площади Дарбар.

К Сундари Чок примыкает другой старейший дворик дворца Мул Чок, посвященный богине Таледжу (Дурге) - покровительнице династии Малла. Изображение богини расположено перед входом во двор, а посвященный ей храм - непосредственно во дворе. Резные двери в храм охраняют две прекрасные богини - Ямуна (на черепахе) и Ганга (на крокодиле), божественные инкарнации священных рек Индии (скульптуры 16-17 вв.). В центре двора расположен небольшой жертвенный алтарь, который до сих пор используется для жертвоприношений во время религиозного фестиваля Дасайн (сентябрь-октябрь).

Далее, с правой стороны, находится еще один внутренний дворик Кешаб Нарайан Чок (период строительства 1670-1734 гг.), известный своими красивыми воротами и средневековым водяным источником Мангал Хити, используемый местным населением по сей день.