+38 (044) 393-47-46
Ул. Б.Хмельницкого 86

Непал

Выберите регион

  Бхактапур (Бхадгаон) - один из трёх древних городов, которые были когда-то столицами княжеств в долине Катманду. Его название означает буквально "город верных, верующих",но у него есть и другие поэтичные названия - "город сказок", "город мастеров". Любое из этих сравнений в полной мере применимо к этому удивительному неварскому городу, в чём может убедиться любой внимательный путешественник.

В 14-17 веках нашей эры Бхактапур был столицей непальского королевства, и с той далёкой поры в городе осталось огромное количество шедевров древней непальской архитектуры и скульптуры, ныне тщательно оберегаемых и охраняемых государством. В целях сохранности этих уникальных памятников движение автотранспорта в центральной части Бхактапура резко ограничено, что делает прогулки по нему необычайно приятными и спокойными. Узкие улочки со старинными домами, храмами и пагодами сохранили свой вид с глубокой древности. А на знаменитой Площади Дурбар (Durbar Square) и соседних улицах концентрация шедевров непальского зодчества и скульптуры превосходит все мыслимые пределы. В 1979 году Бхактапур по праву был включён в список объектов всемирного культурного наследия. Но Бхактапур знаменит не только своими памятниками культуры - испокон веков он славился на весь Непал своими семейными ремёслами, передающимися здесь из поколения в поколение. Современные бхактапурские мастера не сдаются под натиском "цивилизации", и их золотые руки продолжают хранить своё уникальное мастерство. По старинным методам здесь продолжают обрабатывать дерево, делать ювелирные изделия, украшения из золота и серебра, изделия из шерсти, камня, металлов, пишут картины, делают ковры и особый вид йогурта. Но самым известным ремеслом Бхактапура, несомненно, является гончарное искусство. Целый район города занят мастерскими местных гончаров, которые с утра до вечера изготовляют кувшины, горшки, вазы, подсвечники, копилки и прочие глиняные изделия. На этой страничке я собрал фотографии почти всех стадий в изготовлении кувшинов бхактапурскими мастерами. Без сомнения, Бхактапур - один из самых удивительнейших городов мира, настоящая сказка, настоящий оазис поэзии и старины в бездушном мире "высоких технологий". Добро пожаловать в Бхактапур - город бедных, но счастливых и свободных людей.

Бхактапур расположен на высоте 1410 м над уровнем моря в 14 км юго-восточнее Катманду. Сейчас это небольшой уютный городок, не заполненный толпами туристов, но в XIV-XVIII веках он был столицей княжества одной из ветвей династии Малла, так что здесь найдётся, что посмотреть. Традиционные и наиболее популярные в Бхактапуре ремёсла - это ткачество и гончарное дело.

В городе умеренный тёплый климат с достаточно жарким летом. В это время года средняя температура днём редко опускается ниже +28…+29 °С, ночью обычно около +19…+20 °С. Зимой здесь резко увеличивается разница температур в дневное и ночное время. Столбик термометра в светлое время суток может находиться у отметки в +18…+21 °С, а ночью опускаться до +2…+3 °С. Больше всего осадков выпадает в жаркие летние месяцы.

Бхактапур находится в 35 км к юго-востоку от городского центра Катманду, и до него легко добраться на автобусе, мини автобусе или троллейбусе. Подумайте, стоит ли садиться на мини автобус, так как они обычно переполнены и способны превратить путешествие в длительную  пытку; предпочтительнее все же китайские троллейбусы. 

Также от Катманду можно доехать в Бхактапур на местном автобусе с автостанции Ratna Park (около дворца) (15 рупий) или на такси – 500 рупий, поездка на такси занимает около 1 часа.

Площадь Дурбар в Бхактапуре больше аналогичной в столице, менее переполнена храмами, как в Патане, и вовсе не запружена жителями и туристами из всех трех королевских городов долины Катманду. Но она вовсе не планировалась таким образом. В былые времена она была переполнена храмами и историческими зданиями, но разрушительное землетрясение 1934 года уничтожило многие из них, и сегодня только голые цоколи указывают на место, где когда-то стояли известные монументы. Большинство зданий на площади Дурбар были построены в 15 - 17 веках, когда она стала резиденцией королевской династии. Площадь Дурбар в значительной степени восстановила свою былую славу благодаря широкомасштабному проекту реставрации, финансируемую немецким благотворительным фондом в 1970-х годах.

В 1979 году площадь была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Окруженная великолепной архитектурой, она наглядно демонстрирует высокое мастерство художников и ремесленников невари на протяжении нескольких столетий.

Сохранившийся комплекс буддийских пагод и индуистских храмов сосредоточен вокруг Дворца 55 окон. Деревянные скульптуры встречаются повсюду на этой площади - стойках, тимпанах, воротных, дверных и оконных проемах, все выглядит красиво и органично. Больше всего выделяются следующие сооружения:

• Золотые ворота. Золотые ворота были построены королем Ранджит Малла и служат входом в главный двор Дворца 55 окон. Украшенные монстрами и мифическими существами, Золотые ворота считаются самым важным произведением искусства во всей долине Катманду, и одним из самых ярких примеров деревянной скульптуры в мире.

• Королевский дворец. Королевский дворец Бхактапура изначально располагался на площади Даттарая и только потом переехал на площадь Дурбар. Построенный в 1427 году, он служил королевской резиденцией Малла до 1769 года. Балконы с 55 окнами считаются уникальным шедевром резьбы по дереву. Дворец значительно пострадал от землетрясения 1934 года, сохранилась примерно половина в исторические часы построенного двора. В западной его части расположена Национальная художественная галерея, лучшая из трех музеев Бхактапура.

Дворец 55 окон построил Якши Малла в XV веке. Свое название здание получило благодаря 55 окнам, размещенными на балконе, который считается настоящим шедевром искусства резьбы по дереву. Дворец до 1769 года являлся официальной королевской резиденцией. 

Золотые ворота, построенные королем Ранджитом Маллой, – вход в главный внутренний двор дворца 55 окон. Ворота считаются одними из самых красивых и богато украшенных ворот такого типа во всем мире. Ворота украшены демонами и божествами необычайно тонкой работы. На воротах изображены золотые фигуры Ханумана, Нарасингх Нараян и Бхайрава. 

Сейчас во дворце находится Национальная картинная галерея со старинными образцами буддистского и индуистского искусства (портреты королей, каменные скульптуры, мандалы и танка, старинные манускрипты, картины).

Галерея открыта ежедневно, кроме вторника.

Традиционно считается, что Золотые ворота – самое великолепное произведение искусства в долине Катманду. Возведение дворца и ворот началось при Бхупатиндре Малле, а закончилось в 1754 году при Джайе Ранджите Малле, последнем короле династии Малла. Вход во Дворец 55 окон и великолепные Золотые ворота находятся рядом с Национальной галереей искусств.

Гаруда, ездовая птица Вишну, изображена на торане (резном карнизе над дверью храма) расправляющейся с многочисленными змеями, своими заклятыми врагами, а фигура четырехголовой и десятирукой богини Таледжу Бхавани находится прямо над дверью. Таледжу Бхавани считалась покровительницей династии Малла, ей посвящены храмы в Катманду, Патанеи Бхактапуре.

Золотые ворота ведут во внутренний двор, но посетителей не пускают дальше витиевато украшенного входа в красочный Таледжу Чоук (1553). Неподалеку находится Нага Покхари, королевский водоем XVII века, вокруг которого извиваются каменные кобры (наги). Еще одна кобра вздымается в центре на колонне, стилизованной под чешуйчатое тело змеи, а вода изливается из головы козла, которая высовывается изо рта макары (демона в виде крокодила). Водоем традиционно использовался для ежедневного ритуала омовения богини Таледжу.

Каменный слон и лев украшают ступени к храму Vatsala Durga, построенному королём Джагатом Пракашем в 1672 году. У храманаходится большой Колокол Таледжу (Taleju Bell), воздвигнутый королём Джая Ранжитом в 1737 году для оповещения начала утренних и вечерних молитв. Колокол используется по прямому назначению и по сей день. Горожане называют его "колоколом собачьего лая". Местные жители утверждают, что когда звонит этот колокол, начинают лаять все собаки в городе.

Храм Сиддхи Лакшми (Siddhi Lakshmi Temple) построен в 17 веке, еще известен как Лохан Дега, или Каменный Храм. Посвящен богине Лакшми - богине изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Ее изображение таинственно скрыто внутри храма, кроме жрецов никто не может видеть образ богини.
По обеим сторонам каменной лестницы, которая ведет к храму, стоят различные каменные статуи. На самом нижнем уровне находятся мужчина и женщина, тянущие за руки детей и держащие на поводу собак. За ними следуют лошади, носороги и кимпуруши - полубожественные существа с человеческими головами и львиными туловищами. И в самом верху находятся верблюды.
 

Это вторая замечательная площадь Бхактапура. Здесь находится храм Ньятапола, самый высокий храм в долине. Пятиэтажный, 30 м высоты храм не только самый высокий в Непале, но также один из самых лучших примеров традиционной неварской архитектуры. С шоссе Арнико или храма Сурья Бинаяк он кажется парящим высоко над крышами Бхактапура на фоне снежных вершин Гималаев. 
Храм был построен в 1702 г. в период правления короля Бхупатиндра Маллы. Его конструкция была настолько прочной, что землетрясение 1934 г. причинило зданию только незначительные повреждения. Пять его крыш опираются на 108 покрытых великолепной резьбой кронштейнов. Несмотря на массивную конструкцию, храм Ниатапола отличается тонкой отделкой. По обеим сторонам лестницы, ведущей к храму, стоят большие каменные фигуры. На нижнем ярусе сидят двое легендарных раджпутских борцов — Джаямел и Пхатту, как говорится, имевших силу десяти человек. Далее на уровнях выше стоят два слона, за ними — два льва, ещё выше — два грифона и на самом верху — богини Багхини и Сигхини. В храме поклоняются богине Сиддхи Лакшми, божество которой могут видеть только служители храма.